вторник, 7 января 2020 г.

Семейное счастие. Л. Н. Толстой

Во второй половине декабря не было ни минуты свободной, и всё-таки они пробивались солнечными лучами сквозь череду плотного графика. Да, опаздывал обед, начинался позднее сон, но я благодарна мгновениям, в которых было слышно себя и тишину.

Школьная библиотека традиционно закрыта, попасть мне туда с сыном ни разу не удалось, а деда Мазая нужно принести завтра. Это потом я вспомнила, в каком сборнике Некрасова есть стихотворение о зайцах, но зато мы отправились в ту самую библиотеку около дома, где я не была с детства. Похвастаться хорошим выбором она никогда не могла, а года четыре назад нас сыном оттуда выставили - рано, приходите потом. Но теперь нас ждала совсем другая встреча. Казалось, мы пришли в гости. И дело не только в том, что библиотека располагается в бывшей квартире. Совершенно нездешняя женщина встретила нас. Уходить совсем не хотелось, давно минуло обеденное время, куча уроков, планы и дела, а мы всё топтались у столика с карточками, потому что на полки всё равно нечего было смотреть, и разговаривали.  Обо всём.
- Давайте, я вам тоже что-нибудь предложу - настаивала библиотекарь.
- Да я сейчас Лидию Чуковскую читаю.. Довлатов начатый лежит, Паустовский..
- А вы читали Яхину?
- Нет, пока не планирую
Я перевела разговор на классику. И тогда с полки мне достали сборник коротких повестей и рассказов о любви.
- "Семейное счастие" Толстого, почитайте, она совсем коротенькая и очень светлая.

Как было отказаться, мне уже здесь было хорошо, и словосочетание "Семейное счастие" отозвалось каждым звуком.



Так я познакомилась с ранним произведением Толстого и провела несколько вечеров за умиротворяющим чтением романа. Улыбалась подчёркнутым строчкам и восклицательным знакам с галочками. Кого-то особенно впечатлили слова о первой любви, о головокружительном чувстве, которое длилось долго и выплёскивалось в небывалые мысли, поступки, фразы..
А я подчеркнула бы для себя иное:
"Сбылось всё то, чего я едва смела надеяться. Неясные, сливающиеся мечты стали действительностью; а действительность стала тяжёлою, трудною и безрадостною жизнию.."

Да, я вспомнила такие свои мысли, когда мне не было тридцати. Улыбалась истории Маши, как непохожа она была на мою собственную. Живо промелькнуло из Анны Карениной - "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему".
Так вот как оказывается бывает, моё счастие совершенно не похоже на Машино. Да и счастье ли у неё. Мне не хватило в конце романа другого поворота к спокойствию и семье. Не договорили они друг другу, как-то уж слишком потеряли то первое чувство, которое хотя и уходит, но остаются всё же его запахи, цвета, дни и улыбки.  Равнодушие я услышала в них. Значит благодарить мне судьбу надо за то, что то первое было иным, и последующее не стало спокойным, как его Толстой видел.

Небольшое произведение, а любимым у меня будет ещё меньше, первая часть только. И как это удивительно читать о том, чего не было с тобой, с интересом, с созвучием, чувствовать всё, чем живёт Маша как своё. Это Толстой. Не знаю, кто ещё. Не просто любоваться со стороны, восхищаться, стремиться, любить всем сердцем, а быть, без тени сомнения быть каждым из них. Вспоминать, находить, соглашаться.

Пусть случайная встреча станет книгой месяца. Спешу к Людмиле Фёдоровне в блог. И радуюсь, что именно в Рождество получилось поделиться "Семейным счастьем". Которое пусть у каждого будет. Своё.

8 комментариев:

  1. Здравствуйте, Катя! С удовольствием внесла в список "Книги месяца" Ваш отзыв. Книга интересная, многие её не читали. Буду признательна, если Вы будете делиться отзывами о прочитанных Вами книгах.
    С Новым годом и Рождеством!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Людмила Фёдоровна! Обычно я веду наши с сыном читательские дневники, здесь это ярлык "детские книги", хотя в них есть и взрослые. Ваш проект очень интересный, если будет получаться, то с радостью продолжу участвовать. Спасибо за поздравления!

      Удалить
  2. Катя,спасибо! Меня очень тронули Ваши мысли об этой книге. И они созвучны с моими. Мне Маша запомнилась. Обязательно перечитаю "Семейное счастье". У меня с детских лет странное отношение к Толстому. Его произведения (все) никогда во мне не отзывались. Я слышала мощные аккорды мастера. Мне даже интересно было читать. Понятен был ход мысли. Но живого отклика (какого-то трепета сердечного) никогда не возникало. Чаще недоумение. Мне всегда как-то неловко было за себя от этого. Ведь Толстой всё-таки! Но ничего поделать с собой не могла.)) Наверное, пора всё перечитывать!))

    ОтветитьУдалить
  3. А ещё, у меня "Семейное счастье" перекликается с воспоминаниями Т.А.Кузминской "Моя жизнь дома и в Ясной поляне". Правда, читала 30 лет назад)) и очень многое не помню. Но ощущение юности и доверия зрелому человеку, мне кажется, схожи.

    ОтветитьУдалить
  4. Тем более, что этот зрелый человек - Л.Н.Толстой))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, спасибо большое! А я Толстого начала читать поздно, в школе запомнила Войну и мир и знала, что когда-то обязательно должна перечитать, уж слишком спешили мы по программе. И вот когда пришло время Толстого, то неожиданно сильно и откровенно открылась Анна Каренина, за которую я бралась без надежды на понимание. Но так совпало, что все её чувства, оказались не только понятны, но и знакомы, хотя разные события вызвали их. Про "Семейное счастие" я прочитала, сам Толстой не очень любил. Но мне было хорошо читать. Как это замечательно, вот чего я ищу у современных писателей, пусть не созвучно, пусть не согласна, но читаешь и чувствуешь, как это хорошо, как мастерски. И интересно. И гармонично.
      О Кузминской и не слышала никогда, спасибо, что поделились, Татьяна!

      Удалить
  5. Татьяна Кузминская - родная сестра Софьи Андреевны, жены Толстого. Наверное, благодаря маме(она была учителем русского яз.и литературы), я все программные произведения читала с опережением. Иногда на несколько лет.)) Всё было под рукой и в "работе". Поскольку это было мамино поприще)), это было интересно. Всегда можно было поговорить. У мамы стояла на полке "своя" библиотека. Воспоминания, письма, комментарии, фотографии в каких-то маленьких книжечках-альбомах,посвященных жизни и творчеству разных писателей. Почему-то это рассеялось. Во всяком случае, не существует в том виде, в котором было при жизни мамы. А что-то из программных произведений я так и не прочитала. Мне всегда хотелось успеть, пока героев не "проштамповали"😊. Катя, я Вам очень благодарна за Ваш блог, за то, что пишите, за возможность общения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Татьяна, и я сама рада общению и возможности писать посты, жалко, редко это получается.
      Спасибо, что поделились добрыми воспоминаниями! И меня с детства окружали книги, в библиотеку за книгами для школы можно было не ходить, и в институте так же. Но заранее я ничего не читала, у меня были свои любимые, которые я перечитывала по кругу, папа возмущался). С учителями по литературе мне повезло два раза, в пятом-шестом классе и в десятом-одиннадцатом особенно! А такие же важные 7- 9 классы прошли совсем ровно с начинающим педагогом, её многие любили, а я чувствовала, что не то это, не так, поэтому Мёртвые души, Горе от ума, Хаджи Мурат, Тарас Бульба - это то, что вспомнила, оставили просто ровную полосу без единого всплеска. Сейчас читаю Мёртвые души..

      Удалить

Прогулки по лесу

Подробный и ясный пост про книгу "Прогулки по лесу" в "Магии биологии"  напомнил мне, что я ничего не оставила здесь на ...