среда, 24 февраля 2021 г.

Зимние книги, зимние дни. 10 лет

Я так долго мысленно перекладывала с места на место книги, которые должны войти в зимний дневник чтения, что сейчас эта стопка выглядит неряшливо и запутанно, как изнанка вышивки у нерадивой вышивальщицы.

Попробую распутать, распустить и посмотреть, что из этого выйдет. А то зима действительно всё перезавязала сплошными узлами.

Сначала был декабрь, это понятно. Письма, сказки, послания в стихах. И несмотря на множество неурядиц, почта не подвела, наша почта, потому что Новый год мы встречали, читая вслух выбранные сыном письма. 





Но книгам тоже было место, как и всегда. Из декабря я помню такую книжную историю:


Три зимние книжки для пасмурного дня

В одно декабрьское воскресенье у нас отключили свет. Невелика беда. Но оказалось, что в лампах закончился керосин (раньше они всегда стояли заправленные, в моём детстве). Холодной воды тоже нет. Пасмурный день стремительно темнеет. А многочисленные подсвечники и свечки хороши для настроения. Ужина с ними не приготовить толком.

И вот, чтобы раскрасить скудные часы, чтобы развлечь друг друга в сразу как будто опустевшем доме, мы принялись читать. Три книги скрасили наше воскресенье. Их выбор показался мне интересным.

Первую предложила я. "Путешествие самой маленькой снежинки" - ведь и мы сейчас как будто попали в прошлое, не было ещё электричества, зато было время, время для творчества, семейных посиделок и разговоров. Книга - давний приятный сюрприз не только в качестве подарка, который я забрала с почты ровно 31 декабря, да ещё с горой шоколада и других, так необходимых в тот день и год, удивительных книг и вещей. Мне очень понравилась современная история! А ведь это большая редкость для меня. Нам просто хорошо было её читать. Тепло, уютно, сказочно.




Потом сын удивил меня, он принёс давно забытую книжку. Когда-то их выходила целая серия, но я купила только одну "Приключение в Лисьем лесу" как раз Рождественскую. Читали мы её, когда сыну было пять, и давненько не вспоминали. Теперь, пока я впотьмах тёрла морковку для рагу и резала лук (и рук, как правильно ошиблась сначала)), Лёва читал мне о Харви, Джереми и Ру, а я с удовольствием вспоминала младшие годы сына. Рисунки здесь чудесные, это правда. А текст хоть и ничего особенного, но милый, добрый, и к тревожному чёрно-белому настроению очень подошёл. Это сын безошибочно угадывает. Какая книга к чему подходит.



Лабиринт

А дальше снова я. В это воскресенье и последующие вечера, если было настроение, мы прочитали отрывок из "Ветра в ивах" от главы про Дремучий Лес и снег до Сочельника, который хоть так и не называют, но угадывается он мгновенно, с распевающими рождественские гимны мышками и умиротворяющим уютом домика Крота. Что-то вычитывала из английской книги, потому что иллюстрации есть только в ней. Инга Мур, конечно.




На русском языке книга с рисунками Мур тоже теперь есть. Но c известным всем "секретом". Это сокращённый вариант (в английском тоже) - не нарисовала Мур некоторые главы, и понятно почему. Но для меня они особенные, поэтому мой русский вариант полный (и без картинок вовсе).
С рисункам Инги Мур в Лабиринте

За ужином свет дали. День оставил немного муторные воспоминания, но как только книги пришли на выручку, стало гораздо теплее, веселее, да и светлее, наверное.

Прибавить к тому дню две школьные книжки, и узор декабря сложится.

Потому что вытаскивать все вытянутые в свободное время с полок книги и рассказывать о них - никаких страниц не хватит. Разве что об одной. Вот хотя бы о волке. Это же традиция - купить книги в подарок и быстренько их прочитать. 
Так Лёва читал о Полли и Нейле однажды в мае, пока я вышивала брошь, 



так мы читали Тильду, пока я вышивала салфетку в каком-то сентябре, 



так мы побывали в кафе Птичий хвост, пока я вышивала смешную курицу на сумке, 




так он махнул и Волка, без вышивки. Я без него скучаю..
Мне не хочется писать, что это необычная книга, которая понравится не всем, что стоит она дорого. Просто она отозвалась, откликнулась.




"Посреди равнины зазвучала музыка. Люк принялся перебирать струны треснутой гитары. Сейчас это получалось у него легко, потому что необъятность пространства завладела им, подхватила и повлекла вдаль. И ещё, наверное, потому что поблизости не было зверей, которые могли бы заткнуть уши..."
Трудно быть волком в Лабиринте

Книги под кодовым словом "учебники", которые я купила с мыслями о СО, так же будут занимать своё место в дневнике. Например, в день очередного освоения новой темы по математике, сын получил задачник Остера.

Ржём все, везде. Стоит открыть книгу, как пиши пропало. Но задачки самые настоящие и на разные уровни сложности. Так что когда совсем нет настроения, можно прям оттуда что-то выбрать и доли повторить и настроение улучшить.
Сначала думала - зачем купила - чего только нет, танцы с бубнами и вообще, а теперь - ой как хорошо, что такая палочка выручалочка есть, настроения подниматель. Для школьной программы все средства хороши. Чтобы легче, интереснее и нервов поменьше.
Мне особенно с первого дня про учительницу запомнилось, у которой на 56 ушей меньше.

Прошло два месяца, а книжка по-прежнему востребована, обсмеяна и демонстируется друзьям в качестве вишенки на торте, ходячих анекдотов, источника вдохновения и просто так, похохотать.




Математика Остера в Лабиринте

А вместо ОРКСЭ я купила Лёве
Чокнутый этикет, или Двадцать три поучительных истории, от которых кровь стынет в жилах.

Уж очень мне захотелось, чтобы новое знакомство со старыми товарищами - нормами и правилами поведения - приобрело Блиновские черты. Я пару лет назад услышала о Блинове, но ни одной книги в доме так и не было. Хотя его Курица из Синего слона давно просится на полку.

Пока что Курица потеснилась и уступила место, в лучших традициях этикета, Чокнутому профессору, почему-то именно так я называю книжку "Чокнутый этикет".

Книжка тут же поставила нас на путь правильного поведения, что мы и отметили приглушённо-хрюкающим смехом (а как ещё в маске смеяться и с больным горлом) посреди торгового зала местного магазина. Ну ладно, не посередине, мы стояли у стеночки и ждали (трамвай) такси.

Отсмеявшись как следует, решили добавить в книгу две главы. Я - История про девочку, которая сшибала все углы и не вписывалась в дверные проёмы. Сын - история про мальчика, который всегда разговаривал.

Чокнутый этикет в Лабиринте
Книжка, в которой слышатся Фантазёры Носова, Вредные советы Остера, страшилки из детства, но в целом это остроумная и бесконечно смешная история про разных мальчиков и девочек и про нас с вами заодно.





Пролетел декабрь.

Новый год пришёл с книгами. Под ёлкой горой возвышались свёртки и среди них Зломандр, Даррелл и Война микробов из письма деду Морозу.



Мы бросились читать новые книги, по очереди и вместе, и несмотря на то, что Зломандр до сих пор обещает стать захватывающим произведением, 



а Война микробов вдохновила сына на такую лекцию, прочитанную моей подруге с плакатами, схемами и масштабно накопленным материалом из особой очередной папки, что она потом дома даже мужу частично пересказывала. 



Несмотря на эти успехи самой большой радостью для меня лично и для нашего дома считаю Даррелла. Я собиралась купить эту книгу не один год. Всё отпугивали истории про перевод. Ну я очень рада, что наконец решилась. (А то Хотценплотц, которого мы обожаем слушать по радио, и переслушиваем с завидной регулярностью все три части, в книге так и не появился, чёрт меня дёрнул сравнить два перевода дословно, тот, что по радио правда лучше, и книгу я так и не купила). В детстве я "Мою семью..." не читала и сейчас это особое удовольствие наших полдников - неторопливое чтение летней книги среди зимы. Ах, какое там солнце, какая жара стоит круглый год и сколько необыкновенностей скрывается в каждом цветке, на каждой травинке и даже под собственной кроватью в большом каменном доме среди оливковых рощ.. Надо сказать, что повествование часто сбивается на кривую дорожку свингующей молодёжи (в джазовом смысле)) тех времён 20 века. Но это всё окружение маленького Джеральда. Меня не смущает. Лёва удивляется. Но это забавно. Лучшая книга для наших зимних полдников. Когда за окном мороз, снег, беспросветная хмарь и другие, без иронии, чарующие истории холодного времени, то ничего не может быть ярче жёлтого томика, Корфу и горячего чая со смородиной, которую мы сами собирали летом.




my-shop

Когда каникулы закончились (Рики-Тики-Тави из сборника, который подарили родственники на Новый год, и Звёздная пыль под подушкой, второй альманах, на базе отдыха), вернулись к занятиям.

Пока мы привыкаем к семейному обучению, я не решаюсь отходить от школьной программы. Единственный предмет, который не диктует мне свои условия - это литература. Как было заведено и раньше, я предлагаю читать все произведения не из учебника, а в наших книгах, с любовно выбранными некогда иллюстрациями, или как в случае с Аленьким цветочком - из книг моего детства. У нас - выходившая в 2017 году у Речи с рисунками Ионовой. А потом прошу написать эссе. Поделиться любыми мыслями, впечатлениями письменно. Кстати потом по этим работам можно и задания по русскому языку организовать.

Читать работы сына мне ужасно нравится. Пока это непосредственные, откровенные высказывания, лишённые малейшего желания соответствовать хоть чему-либо.

***
В сказке С. Т. Аксакова "Аленький цветочек" самым интересным моментом я считаю начальное пребывание младшей дочери купца в волшебном замке. Остальная часть сказки интересна, потому что я сравниваю её со своим любимым мультфильмом "Красавица и чудовище".
Ещё, возможно, многих интересует вопрос, кем было чудовище для девицы "рабом" или "господином? Я думаю так, другом!



А я в свою очередь потом ему по дороге в пекарню за тыквенным хлебом расскажу об Аксакове то, что с большим интересном прочитала у Шарова в книге "Волшебники приходят к людям".

О сказке Гаршина Лёва писал три раза, я чувствовала, что он не договаривает, что стоит развить мысль дальше, нужно дойти до конца. Это при том, что сама не читала "Сказку о жабе и розе". От Гаршина я отшатываюсь, чувствую, что он так может сказать, что я потом век не забуду..

На третий раз я поняла, что сказано всё, что можно было сказать вслух.

"Писатель В. М. Гаршин в своём произведении избежал закрутки сюжета, всё легко и плавно. Конечно, можно было создать трилогию фэнтези и заработать много денег.. Но разве к этому стремятся писатели? Нет, конечно. Я не знаю на сто процентов, но мне кажется, что цель Гаршина была создать "сказку".
[Пиши дальше]

...И я рад, что Гаршин написал именно сказку.

[Пиши дальше, выпиши те цитаты, которые тебе особенно запомнились]

"- Ах, как хорошо...

Потом его личико сделалось серьёзным и неподвижным, и он замолчал... навсегда" - Даже про смерть Гаршин пишет "хорошо". Становится очень грустно, но комок в горле или тяжесть на душе, это не про сказки Гаршина, у него всё легко.


Графики времени к Шварцу, деньги к Гаршину, а потом вдруг блеснёт то, что внутри, светло. Хотя про Гаршина довольно было сказано и вслух. Я узнала от сына, что много скрыто в его сказке, и из неё может родиться много историй, не похожих одна на другую - ни объёмами, ни жанром, ни сюжетом.

Так прошёл январь. А в феврале мы наконец получили Мурзилку, сразу два номера, и в свободное время Лёва достаёт все новые и старые номера, листает, зачитывает, находит. 



Потом берёт Голицына "Страницы истории нашей Родины" с иллюстрациями Перцова, энциклопедию выживания, Тоона Теллегена 


Шона Байтелла, вот эту вот бронетехнику, которую нам вручили друзья на неопределённый срок, но с возвратом,



Шела Сильверстайна, над котором сначала хохочет в одиночестве, а потом приходит читать мне, давясь от смеха, пока я сижу над фотографиями в компьютере. Как радостно отвлечься на такие стихи, которые пришёл читать мне сын!


Три майские битвы на золотом поле Николая Назаркина из истории Нидерландов



Всех восьми детей (их ещё слушаем по радио в очередной раз) и что ещё вдруг вспомнится десятилетнему мальчишке из прошлых лет чтения.

Наш лимон, дерево балконного сада, которое зимует в доме, сейчас на грани, то ли выживет то ли нет, это тяжёлое переживание нашего маленького дома, и каждый старается сделать хоть что-то, чтобы спасти растение. Лёва читает книгу. Эту, о растениях, я купила во второй свой приезд в Москву в сентябре 2003 года. Будущему мужу Автостопом по России Антона Кротова (того самого, который оказался сыном Романушко и героем моей любимой "Наши зимы и лета, вёсны и осени"), а себе про домашние растения))). Лёве эта книжка давно нравится почему-то. 



Подумала сфотографировать книгу рядом с нашим великаном, но не буду, грустное зрелище. Но будем надеяться.
На книги)

На прошлой неделе я потеряла телефон. Уронила в сугроб или оставила в такси, но розыски ни к чему не привели. День был сумасшедший, несколько визитов, никакие нельзя отложить, и сын, наполненный впечатлениями первой половины дня, крайне расстроенный из-за пропажи моего телефона, остался дома один. Когда я вернулась, отчаяния уже не было, а на столике я увидела Петрановскую "Что делать если" и ещё одну книжку про Гнома - помощника. 
То есть сын почувствовал необходимость и воспользовался доступной ему помощью. Я восхищена. И сама почувствовала, что вот, оказывается у меня есть помощники, и я не одна со всеми ежедневными сложными ситуациями, которые подкидывает мне сын в своих тревогах, сомнениях, мыслях и переживаниях. Петрановскую кстати я так и не купила, один том из двух подарила Лёве моя подруга. После того как он наизусть выучил оба тома у них дома.

Но, конечно, февральская история не о телефоне и не о лимоне. А о рисовании.

Мороз и солнце! Заснеженные дороги, белые крыши и удивлённые люди! «Только я умоляю тебя, не падай в каждый сугроб, мне же тоже хочется, а нам нужно дойти до занятия». Это я сына упрашивала. Он, румяный и снежный, к концу пути выбился из сил. Мы пришли на Рисование!
Кто бы мог подумать! Я нет. Девять лет я и не думала, что рисование и мой сын вообще имеют что-то общее. Он, конечно, рисовал, иногда. Всегда обожал намешать какую- нибудь гущу из красок, получал замечания на ИЗО в школе, что таких разноцветных листьев не бывает, поражал меня своей фантазией, которая, конечно, проявлялась и в рисовании. Но увлечением это не становилось. Да и при всём моём уважении к любой форме творчества, я не видела именно рисовального мастерства в его картинках. Ну и не хотелось ему, да. И ладно! Это совершенно вписывалось в его мир, не рисовать.

За три месяца семейного обучения я на практике ощутила все те прежние свои сомнения и нежелания от СО, и не видела особо плюсов, потому что ждала облегчения ситуации для себя, а её и не было и не будет. И вдруг он зарисовал! Мой сын начал рисовать и у него стало получаться так, что я глазам не верила. Я даже не знала, что так бывает... И это рисование его включило для меня плюсы, я остальные увидела тоже. Пусть это и не то, что я хотела.

Не знаю, как дальше сложится с кружком по рисованию, но полученный летом толчок нашёл своё продолжение именно сейчас. И какое продолжение! А началось всё с книги, которую я купила себе. И могу как угодно относиться к автору, но то, что сделала "Взрослая книга о детской иллюстрации" бесценно. Книжка снова кочует по столам, Лёва постоянно её читает. И ещё он рисует.




Вот таким оказался наш февраль.
Февраль открытие. 


2 комментария:

  1. Приветствую! Очень красивые фотографии - уютные, зимние, чарующие. К сожалени, из ваших книг практически ничего не читала.
    Удивилась, что Мурзилку еще издают! Как тебе по содержанию?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Лиза! Спасибо, что заглянула! Рада, что понравились фотографии. Ну это детский дневник чтения, поэтому и книги не на слуху, наверное. Вам же ещё рано такие. Но вот Даррелл и Ветер в ивах - это мои любимые без возраста и времени. Хотя оба произведения я встретила только теперь, Ветер в ивах искала лет с 19, а у Даррелла не могла в детстве найти Говорящий свёрток, и ничего не могла найти в нашем городе. Теперь навёрстываю.
      Да, Мурзилку замечательно издают, и даже печатают авторов из наших дружественных блогов), в январском номере стихи Ирины Васильевой из Литераторта. Вообще стихотворный раздел там хороший, периодически встречаются отличные рассказы, но бывают и сильно так себе. Иллюстрации так же по-разному. Но Митрофанов смотрится замечательно. Вообще в сравнении с другими детскими журналами, Мурзилка очень выигрывает. Ещё мне понравился Чердобряк, но он совсем небольшими тиражами выходит, я знакома с издателем через другие соц сети.

      Удалить

Прогулки по лесу

Подробный и ясный пост про книгу "Прогулки по лесу" в "Магии биологии"  напомнил мне, что я ничего не оставила здесь на ...