среда, 25 августа 2021 г.

Летний дневник чтения. 10 лет (и частично взрослый)

Это повесть о книгах, а не о злосчастной обыденности; прочитав её, следует, наверное, повторить вслед за великим подражателем Кемпийцем: «Повсюду искал я покоя и в одном лишь месте обрёл его - в углу, с книгою».
У. Эко. Имя розы

Лето, проведённое за книгами, вызывает много сомнений, у меня. Но какое есть.
И книг было прочитано немало. Сын, бывало, целые дни читал, и только к вечеру мы выходили на прогулку. Город плавился от жара, река и вечернее солнце томили на медленном огне летнее варево, а мы шли, вытрясая из густого сознания сюжеты, другие миры и события.






Все книжки сына, что прошли сквозь летний брод, я не вспомню.

Но кажется началось как всегда с Дикого Робота. Вернее с "Двери в лето".



Сын нашёл на полках рыжего Петрония Арбитра, глядящего с обложки «Двери в лето», и прочитал книгу за пару дней. Спотыкался о многочисленные подробности с документацией, но неизменно, как и я два года назад, радовался каждой встрече с котом. Итогом стала новая тетрадь со схемами, описанием роботов и повторное или не помню какое по счёту чтение Дикого Робота (вторая часть). А всё же главный там Пит - это наша общее мнение.

Я знала даже настоящего Петрония, он был дымчатым и жил у человека по имени Махариши. Тогда, лет 17 назад, я ещё не читала Хайнлайна, и вообще фантастику не читала, но кот мне нравился и слушать рассказы о книгах тоже.
Я не удержалась и перечитала "Дверь в лето".

Лёва взял "Там, откуда облака".




Я не удержалась и перечитала тоже. Попутно вспоминала первое знакомство с книгой, июль младенчества сына, открытые окна и музыку "Память сердца" Артемьева. Неужели это было так давно.


Те мгновения до сих пор звенят солнечными и дождевыми струнами, до сих пор я чувствую тот жар лета, слышу огуречный запах и перед глазами озорная мордашка малыша. Он сидит в большом детском стуле. Там, откуда облака..

Потом уже я первая взяла новенькую "Из архива миссис Базиль", надеясь, что буду ещё читать книгу вслух на пикниках, но Лёва махнул её мгновенно, хотя пикники не пострадали. Летом в саду поселяется столько чудесных книг!

В начале июня - Сальткрока. И прямо как написанный развернулся наш диалог в качестве пролога и эпилога.

До:
- Я не хочу читать эту книгу! Там нет битв и сражений! И я согласен только потому, что хочу сказать после того, как мы её прочитаем - что книжка мне не понравилась!

После:
- Да! Это самая лучшая книга из всех, которые я встречал! Я помню, что говорил раньше! И это полностью неправильно! Я ужасно рад, что ты её предложила и уговорила меня.

Честно, я сама не поверила ни сначала - про битвы - классическая отговорка, сколько прочитанных и любимых книг у сына не про битвы. Ни потом - ну театр же. Но книга правда очень понравилась сыну, и я этому рада. Читать её - особое летнее удовольствие.



Мечтать о старом доме, о саде, об острове в море с добрыми друзьями, знать наверняка, что чувствуют герои, так долго проведшие жизнь в стеснённых обстоятельствах и без возможности быть там, где на самом деле им место - это даже тяжело. Переехав в "бунгало", окружив себя модным стилем и достатком, они не вызвали бы столько эмоций, как их ветхая Столярова усадьба, яблони, колченогий стол под деревом, запах травы и воды в любое время. Но Линдгрен не даёт возможности погрузиться в зависть. С ней радостно, ясно и светло.

Потом нас увлекли детективы. В книжном, куда с Лёвой лучше не заходить,


я наткнулась на детективы Энид Блайтон. Школьное увлечение детскими детективами, удобный маленький формат и цена тут же решили вопрос - из магазина вышли с книжкой. Прежнее знакомство с автором было удачным, у нас "Волшебное кресло" 2 часть, так что предвкушали интересное чтение. После я купила ещё одну книжечку, а их в серии много, и на этом остановились.


Простые детективы - то, что нужно для лета (Сундукова из Три плюс два вспоминаю всегда), но не только. После второй захотелось для пикников другого. Главный в пятёрке юных сыщиков Фати симпатии не вызывал, но я объяснила сыну, что это просто литературный приём, и что вот все сыщики в книгах обладают какими-то характерными чертами и странностями, и не стоит прямо серьёзно воспринимать все поступки ребятни - это всего лишь развлекательное чтение и всё здесь стилизовано и утрировано. Хотя кому я это объясняла, Шерлока Холмса, почти всего, что был в доме, Лёва перечитал ещё, кажется, полгода назад, я забыла Конан-Дойля включить в дневники чтения, а ведь это было основательное увлечение.

Подоспела как летняя ягода новость о продолжении Маленького домика в лесах и в прерии Лоры Инглз Уайлдер. И мы, дожидаясь выпуска следующей части, решили перечитать первую, к тому же оказалось, что в отличие от Лёвы, я эту первую и не дочитала! С огромным удовольствием вспомнили любимых героев (ведь всего год назад они не сходили с языка, и в деньрожденском нарисованном поезде один вагон был посвящён Лоре и Мэри, а потом как-то забылось).




Все летние книги ручьями бежали по нашему саду, переплетались с травами, а слушали истории не только наши уши, а ещё и рыжие, выглядывающие из тысячелистника, это Том неизменно сопровождает нас на пикники.


Хотя были и не совсем удачные чтения. Так я попробовала познакомить сына с Возвращением Стругацких. Но не пошло, я начала читать вслух в один жаркий полдень с мороженым и почувствовала - нет. То, что так легко летело для собственного удовольствия и про себя, здесь спотыкалось обо что-то невидимое, но что, я так и не поняла. Мы просто не стали продолжать. Хотя я затеяла чтение ради главы "Люди, люди.." про разумного инопланетянина..

Ещё, конечно, была Квакша, не в самые жаркие дни, когда на балкон всё равно не выйти, о шиферные и бетонные стенки можно обжечься, а раскалённый воздух вываривает всё живое в крутой кипяток. Но достаточно жаркие для Квакши, и наша садовая фигурка лягушки стала героем вечера.

Вот здесь её видно, майский дождь, которого всё лето не то, чтобы мне не хватало.. но вспомнить о дожде было приятно))



Наконец забрали из самовывоза "На берегу тенистого ручья" и вернулись в прерии, которые так похожи на наши степи.



Третья книга не разочаровала, это всё то же прекрасное повествование, где находят близкое самые разные читатели. Хулиганистый мальчишка с удовольствием слушает и читает об устройстве жизни в природе.
А у меня своё. На каждой странице мы найдём чем любоваться. Глава "Ирисы и камыши" отозвалась первой.
Коллекции моих цветов часто хранятся в книгах. Не в виде гербария, хотя и засушенные лепестки встречаются среди страниц, а как упоминания и рассказы, которые приобретают особый смысл переплетаясь и вторя, одна книга другой, одна встреча другой.

Я рада была встретить вновь ирисы, которые так полюбила после сказки Гессе. Ведь в детстве эти цветы, растущие в детском саду, совсем не привлекали меня.

Ирисы расцвели для меня в юности, и с тех пор их удивительные цветы приходят вновь и вновь, напоминая о волшебстве. Которое в разных книгах звучит так по-разному, в разных словах и в разных днях жизни.

Новая книга Лоры Инглз Уайлдер "На берегу тенистого ручья" будто специально для нас посадила рядом ирисы и камыши - другой символ и моего детства, и наших нынешних дней. Снова я узнаю степь, её звуки, летний жар, илистые берега рек, их тишину и запах воды в прериях детства Уайлдер.
my-shop




Вместе же читаем "Асино лето" перед сном. Михеева пришла на смену кровожадному первому Фабру. Вторую часть, которую Лёва и так проглотил в начале лета, я перечитывать вслух отказалась. Удивительно, как давно я покупала "Асино лето" и уже не думала, что её время придёт. Тогда не представлялось, каким будет мальчик школьного возраста, а теперь не думала, что заинтересует история про девочку, но раз нравятся истории Уайлдер, почему бы не попробовать, хотя Михеева, конечно, совсем-совсем другая, и время другое и вообще всё. Но читаем.



Вот это неуверенное "ну читаем - но читаем" объединяет "Асино лето" и новую книгу "Лопуховое поле". Без "ну" тоже можно. И было сказано много раз о "Лопуховом поле" - "Мне всё-таки нравится!", но сомнения сына поняла только, когда взялась сама за повесть Катаржины Рырых. Лучше всего получилось понять, почему "Лопуховое поле" не отозвалось так, как хотелось, так, как писали о нём все-все, на контрасте с аудиокнижкой.

Мы слушаем Новосёлов Павла Мисько. Книгу я прочитала несколько лет назад. Своей не было, а ребёнку рано. Отдала, но не забыла. Вспомнила теперь. И вот Капитан Абр, любимый чтец, читает нам нынешним летом отличную книжку. И как читает! Заслушаешься. Но там и есть что послушать. Двор, ребятня и взрослые Новосёлов затмили Лопуховое поле с разбегу. Не вдохновился ребёнок уютным очарованием пани Марианны и её домика, не впечатлился социально значимыми чудесами и ностальгическим волшебством. «Пасмуррр» - говорит. Или как-то в этом роде. А дядя Левон из Новосёлов покорил, сразу. Какой он!! И ностальгия, и восхищение, и настоящая жажда, как в пустыне, как среди нашего палящего лета - встретить, встретить такого человека! «Эх, - не отвечая моим мыслям - нет сейчас таких людей» - говорит сын. И дети современные вот так да эдак ответили бы, а не то, что те. А я не соглашаюсь. Одно дело чудеса, черешневый чай и цветущий папоротник. Есть или нет. А другое - люди! Вот ты есть, Алиса, Саша - вы бы не ответили. Вас уже трое. И других много, точно знаю! А дядя Левон… задумалась, отмахиваюсь от курящего дыма соседей..
Но и он нашёлся! Это день рождения, конечно). Деньрожденский Seasons открыла, а там столько историй!



Про людей, которые вот так же, сейчас, в разных городах и городках живут и добро делают, как чудеса только лучше. Показала сыну статьи про #возвращайсядомой и Галину Никулину, про Тотьму, про хранителя Волочка. Есть! Хороший журнал, сын мне сказал. Смотрю, уже про игумена Пантелеймона читает. Я ещё не успела.
Но как радостно мне стало. Как у нас летом - жарко, раздольно и небо.

И для аудиокниг это лето расстаралось. Обычно (в обед) мы слушаем одни и те же постановки, я их уже перечисляла как-то. Начали лето так же - "Муми-тролль и комета", "Опасное лето". Но дальше я предложила по весенним задумкам книги, которые не прочитали и вот-вот их время безвозвратно уйдёт. И если весной слушать начинали, но не заканчивали, потому что Лёва брал книгу, читал дальше сам - Гномобиль, Люся Синицына. То теперь прослушивания сложились полностью. Во-первых, Носов, и во-вторых Носов. Уже средняя школа на носу, а с Витей Малеевым ребёнок не знаком. Очень понравилось! И чтец, и книжка. Я в детстве любила Носова, перечитывала сто раз. А сыну мало что пришлось по душе - Каток, Репка - читали перечитывали, Бенгальские огни и вообще все про Мишку и Колю - слушали и переслушивали. Были ещё некоторые рассказы, но далеко-далеко не все из наших чудесных букинистических зелёных томиков с рисунками Лаптева, Валька и других. Незнайку не захотелось ему, давно ещё. Потоптались-потоптались и бросили. Того и гляди время других повестей тоже уйдёт. Но повезло с радио. А как мне теперь, взрослой, понравился Витя Малеев. Я по их школе рыдала вот такими слезами. И к моему большому удовольствию Лёва, а он человек увлекающийся, перенимающий, прослушал все-все истории о трудностях и самостоятельных преодолениях, которые бывают у каждого школьника. Вспоминала, как обычно ругают воспитательные книжки, но и радовалась, что я их не ругаю. (Разные они - это точно, но есть среди них любимые). Вдруг поможет тоже, пусть пара плюсов в сторону взросления, умения, - замечательно.
Потом был Дневник Коли Синицына, здесь чтец не очень, но тоже с интересом, и про пчёл, и про ребят - всё это и мне когда-то нравилось.

Сейчас в аудио интересная книжка у нас на очереди. Мисс Прайс и волшебные каникулы. У кого-то заканчиваются, а в книге они в разгаре. Автор - Мэри Нортон. Я о ней ничего раньше не знала, теперь поинтересовалась, отличные, думаю, книжки. Я бы уже пару-тройку цитат себе карандашом выделила, но нам капитан Абр читает, поэтому так запоминаю. В отличие от всех предыдущих по радио она про волшебство, вот как у Энид Блайтон в Волшебном Кресле, только тут - кровать. Ну что же - если не отозвались чудеса в Лопуховом поле, несмотря на очаровательный двор и уютнейшие превращения, то может с Мэри Нортон получится. Я почти уверена.


Столько уже написано слов - а всё это наши общие книги. И их, конечно, было в разы меньше тех, которые сын читал самостоятельно. Но из-за того, что он огромными стопками каждый день берёт их, тасует по своему усмотрению, читает-перечитывает, какие-то на место возвращает, какие-то на столе эверестами высятся - я вообще не могу сложить нормальную картинку чтения. Вот точно не простаивают и не покрываются пылью - Пираты, Шон Байтелл (каждый день мне отрывки зачитывает), комиксы Тома Голда и Пять миров, и, конечно, самое главное, книга, перешедшая из предыдущих дневников, начиная с прошлого лета - Взрослая книга о детской иллюстрации.




Уже писала, уже восхищалась - не книгой, а эффектом, который она произвела на сына, но сейчас-то ещё больше. Всё лето рисует. 
В июне, мы как раз забирали "Прогулки по лесу" - причитающиеся мне экземпляры, как автору, Лёва завёл разговор о новой книге и тут же начал сочинять развёрнутое содержание.. , так вот - всё лето он над книгой.. да, работает. Сам себе организовал место, по книге Эллис, и сидит каждый день, рисует персонажей по тем ступеням, которые обозначила автор в своём руководстве. Потрясающе.. Носит толстенную томину с собой в рюкзаке, заодно карандаши и бумагу, и нет-нет пристраивается во время прогулки полистать и почирикать очередной набросок.

Пока я здесь немею от удивления и восхищения, сын носит стопками по местам очередные книги - то спросит про малышковые картонки с кармашками (Стройка и Пожарные), то листает Астрокота, к Сахарнову вернул явно недочитанного Летучего голландца, Ведьмы Даля (а Кнопов так и не полюбил, категорически отказался читать после начального знакомства, раздражает она его чем-то), папина огроменная История географических открытий,


моя жёлтая про рисование пером и тушью застряли на столе, но Карты мира всё-таки на место.

Гамлета читал несколько дней. Серьёзно. Сказал, что видит повествование в стиле Варкрафт.. А однажды, после нескольких часов чтения сказал, что у него от Гамлета мозги вытекают, но не бросил. Вообще это заслуга Саввы Бродского, он завораживает. Я это помню с детства, часто рассматривала альбом с его иллюстрациями.




На днях так же быстро прочитал книгу, которая случайно оказалась у нас на совсем короткое время - Честное мышиное. Говорит - классная! Прочитал целиком, теперь мне кусками пересказывает. Мышонок Исайя и его приключения.





Мои "Простое рисование" и "Шесть прогулок в литературных лесах" Умберто Эко - не вдохновили. Но пробовал).

А Макса Фрая, которого я подарила себе на день рождения, отдавать не хотел. Правда прочитал лишь несколько рассказов, но и этого довольно. Я тоже Макса Фрая читать много не могу. Давно хотела познакомиться со "Сказками старого Вильнюса". Понравилось. Но я сразу вспомнила, почему когда-то после успешного и увлекательного погружения в произведения Макса Фрая без сожаления забыла о нём(ей) на десятилетия. То приторно мне, то сыро. А то в самый раз, как с Карлсоном, из рассказа, который хоть и пестрит матом, в литературе я этого терпеть не могу, но зазвучал уж слишком узнаваемо.




И книга пришла празднично. Мы начинали читать её в кафе под открытым небом. С цветами и розмариновой водой ждали заказа и читали. Я пересела к сыну на деревянную лавочку, солнце, минуя зонт, пробиралось к нам и высвечивало дорожки, было очень жарко и хорошо.

Место особое - внутренний дворик усадьбы Хлебниковых (не которые Велимир, другие), раньше сюда и войти было нельзя. А теперь деревянный пол - будто открытая веранда, виноград плетётся по стенам цвета июньского бутона с бежевым, обрамляет окна, и старинная архитектура - очень похоже на атмосферу Фрая в Вильнюсе. Красиво. Тогда же в подарке с книгой были чай улун и пастила с вишней. Идеальное сочетание.




Ещё одна книга - подарок подруги ко дню рождения - стала нашим общим с сыном увлечением. Если в Вильнюсе всё больше музыка, неуловимое очарование и изящные, будто вырезанные из тонкой бумаги, сюжеты, того и гляди порвутся.., то здесь Кролик с шурином каменщиком, у такого ничего не порвётся, крепко всё, основательно. "Алиса в Суссексе" Николаса Малера!, графический роман. Восторг! Я её увидела, закричала письменно - ааааа, какая книжкааа. Кому надо закричала, кто надо услышал(а) и подарил(а)). А я с ней потом не расставалась, даже гулять пошла с книгой в руках (не как обычно в сумке), зачитывала по дороге с любой страницы под громкое собственное - гыгыгы. Остроумно, смешно, метко и так классно, начиная с "Что это мы тут читаем?".







И кстати сколько я теперь книг хочу прочитать, носатая Алиса вся из цитат состоит, и Кролик, и все остальные. Обычно меня неизвестные названия или известные, но непрочитанные, не тревожат. Стыда, что не читала, не испытываю, желания срочно восполнить пробелы - тоже. Чего-то отмечу себе порой, на возможное будущее. Но тут - очень мне захотелось встретить эти же цитаты в оригиналах, и посмотреть, как они потом зазвучат, не здесь - здесь уже всё на своих бесподобных и уморительно смешных местах, а там - у первых авторов.

Так вот, Лёва умудрился, хотя я не выпускала из рук нос Алисы, прочитать её раньше меня.





А сейчас у меня новая книга. Вчера пришла, и уже вижу, не зря. Я простила автору мужчине первые строчки о запахе похмелья, и он сразу поддержал меня, похлопал, так сказать, по плечу дружески, фразой:

"Гости вечно говорят об отдыхе - или о только что прошедшем, или о предстоящем, на который строят планы. Понаслышке он знает практически обо всех странах мира. "Ну а вы, Адам, где собираетесь провести отпуск - в прекрасной стране Балконии?" - подтрунивает герр Леман, оглядываясь на гостей в ожидании одобрения. Когда придёт пора расплачиваться, герр Адам позаботится, чтобы карточку герра Лемана аппарат не принял."

Дальше будут другие рассказы и рецепты! Автор - знаменитый повар. Может я и не смогу приготовить, а вдруг! Кулинарная Рекса Стаута остаётся любимой много лет.

А потом наступит осень.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Прогулки по лесу

Подробный и ясный пост про книгу "Прогулки по лесу" в "Магии биологии"  напомнил мне, что я ничего не оставила здесь на ...