понедельник, 16 августа 2021 г.

СО

 Неужели к августу я решилась наконец оглянуться на прошлый учебный год и оформить разрозненные мысли в один пост.
Хотя многое я записывала в процессе, используя для этого быстрый инстаграм  по тэгу #вилли_курица_школа .

Но не писала ни о том, как текли наши будни, ни о том, как в несколько месяцев уместилось несколько подходов к СО.


Перевела сына на семейное обучение после первой четверти. Которая началась как-то не так, как предыдущие три года начиналась. Тут, конечно, сработали полгода без школы. Я к учебному году начала готовиться 1 сентября, недоумевая, неужели правда опять школа..  Не верилось, так всё хорошо и вдруг на тебе, школа. Да не просто школа, а с нововведениями, и все сплошь неудобные. Каждому классу, помню, назначили своё время обучения, и Лёвин класс должен был учиться ни в 1 ни во 2 смену, а посередине. Пока не было назначенных (обязательных и ненужных, отнимающих всегда время) кружков, ещё терпимо, но всё равно неудобно. С одной стороны вставать рано не нужно, с другой - никак не собраться на серьёзную работу, всё валится и всё не успевается. Кружок шахматный бросать совсем не хотелось, хотя он даже со скрипом не умещался в день - из школы бегом бежали обедать, суп наливала заранее и шла за сыном, побросав тарелки, неслись в ЦДО, потом домой и по пять уроков домашнего задания. Все месяцы на СО сын чуть не каждый раз, как мы шли домой после шахмат, говорил - "Как хорошо! сейчас не нужно делать 5 уроков!" Отложенные на утро задания так же проваливались.

Испортилась столовая, где раньше довольно вкусно готовили. И главное испортились совсем отношения с учительницей и с одноклассниками. Вернее с одноклассниками Лёва как обычно был на одной волне, но волна эта всё больше ему не нравилась. 

На каникулах, после которых сын уже в школу не пошёл, написала пост о книге (и о детях из Лёвиного класса), вообще я хотела его в чат отправить для родителей, а потом передумала, они на мои обычные-то реплики отвечали монолитным молчанием. Но пост сохранился здесь, откликов на него было много:
https://vk.com/kidslib?w=wall-115746841_121680

Тогда же и сын сказал - я ХОЧУ учиться дома! Хочу сейчас и сразу. Я думала о том, что может быть после Нового года.. что может обойдётся (как у Короля из Обыкновенного чуда)), знала, что Лёва потом иначе взглянет на все истории, но он решил твёрдо, я решила про себя твёрдо ещё в сентябре, заручившись поддержкой мужа, который обычно всегда был против. Но слушал-слушал мои ежедневные отчёты и  через неделю сказал - я согласен! переходите. И учительница масла в огонь подливала. Однажды, в очередной раз жалуясь на сына,  она уцепилась за вскользь брошенное: "Ну мы и о семейном обучении думаем...". С тех пор и звонила мне, и "я для вас о переходе на СО  всё узнала", и "для Лёвы так будет лучше..". А всего-то её страх перед ВПР, и что такими темпами мы на аэродром не попадаем, потому что "он у вас скатился!", "все уже включились в работу, а он...".

Все заявления написались мгновенно, оформление происходило у секретаря. И одним золотым осенним днём мы вышли из школы совершенно свободными и совершенно в никуда.

Я не подготовилась заранее, не узнавала ничего, не читала истории других мам на СО и прочее, что обычно делают родители перед ответственным шагом. Я пробовала раньше, до школы ещё, читать все эти семейные варианты, но быстро сдувалась. Потому что информация о том, как классно на семейном обучении, потому что свобода (равенство, братство), как школа убивает индивидуальность и ещё другая волна - как классно, но ужасно сложно на семейном обучении - они мне ни о чём не говорили. Мне хотелось бы узнать - как пройти нужную программу по школе и не сойти с ума, как организовать СО так, чтобы не как в школе, но результативно. И что-то особо не нашла.

Поэтому мы начали как в школе. Меня ещё не успели исключить из родительского чата, и я просто брала домашние задания и предлагала сыну выполнять. То есть по схеме бесконечных больничных. 

Дальше поняла, что нужен хотя бы один бумажный учебник, по Окружающему миру, и купила подержанный.  

Математику скачала в Интернете и распечатывала по листку или писала задания от руки, потом начала ставить перед сыном планшет, это уже было в конце зимы, когда он начал по математике заниматься сам!!! 


Русский язык совершенно чудесным образом нашла дома). Это из разряда случайных неслучайностей. Когда-то давно, ещё в детстве, я в книжном купила учебник. Он стоил копейки, когда цены были на тысячи, потому что за 4 класс, а в то время 4 класса не было! Но мне захотелось купить, в книжном приятно купить книгу)), и я купила. И ни разу он мне не пригодился естественно. Но я почему-то всегда знала где он лежит (а в нашем доме это немаловажно, потому что некоторые книги хоть тресни я найти не могу, и более поздние и более адекватные в качестве книги). Не пригодился до прошлого года! Я вспомнила и решила сверить содержание с Лёвиным, уже сданным в библиотеку, но благоразумно отфотграфированным, учебником. И оказалось, что оно совпадает просто дословно! Все темы один в один. Мне это ужасно понравилось. И книга пригодилась, и вообще знак, приятный. Вот по этому учебнику 90 какого-то года мы и прозанимались весь оставшийся учебный год. Мне ещё и удобно было ориентироваться, когда что нужно пройти, потому что осень в нём совпадала с осенними темами, зимой упражнения были о зиме, а к 8 марта приводились тематические задания, к которым я после Новогодних каникул подстегнула лошадей, и успела. 




Английским Лёва занимался на Учи Ру, а литературу я давала так, не по учебнику. О литературе писала в дневниках чтения и в инстаграме тоже, потому что радовалась, что хотя бы этот предмет позволяет почувствовать вкус семейного обучения и отойти уже от всех заданий и упражнений. Делилась как читала сама биографии писателей в одной замечательной книге Шарова и потом по дороге пересказывала Лёве. Как предлагала ему писать эссе. И что у него получалось.

Занимались мы как и раньше с утра до вечера с перерывами на обед. Но зато без позднего вечера! Как и раньше не очень много успевали. Потому что я люблю чтобы медленно, чтобы интересно, и если уж взялась рассказывать о прилагательном, то буду говорить сама, спрашивать сына, слушать его мысли и вообще отвлекаться от заданий.. Мы поставили доску, Лёва писал словари, я давала задания на те темы, которые в прошлый раз получились с ошибками, писал диктанты, страшно волнуясь!, изложения, выбирал цветные ручки по своему усмотрению, накупили разноцветных тетрадей, в общем-то оба "играли в школу".. Когда-то это мне ужасно нравилось, а теперь у меня ещё и в качестве ученика не игрушечный мишка и кукла Джани, а собственный ребёнок. Но сказать, что я прямо получала огромное удовольствие от процесса, не могу. Я учительницей быть не планировала, а мысли, почему моему ребёнку 10, а я всё так же круглосуточно около него, продолжали вертеться. Почему подруги уже давно покоряют вершины карьерных лестниц, заключают долгосрочные и перспективные контракты, развивают свои таланты и способности, зарабатывая при этом деньги, а я в школу играю.. А ещё - как потом от этого отвыкнуть, когда оно несомненно в один день закончится, и с чем я останусь.. Но это уже не про СО.






Так продолжалось до Нового года. И времени действительно было в обрез. Занятия-занятия-занятия. Из кружков только прежние шахматы. Больше ни на что времени не оставалось. 

А потом наступили каникулы. И приехал папа. И каникулы вроде бы закончились, но папа ещё не уехал, как можно заниматься в такое время.. мы его раз в год видим. И мы поехали на базу отдыха! Невообразимо прекрасно было повторять про себя - "Все пошли в школу, а мы на базу отдыха". Но когда вернулись, я напомнила себе о занятиях, и начала подкидывать сыну то задания из рабочей тетради по математике (учительница выдала кипу тетрадок, за которые "уплочено", оказалось, что бОльшинство были не в работе, потому что они не успевают.. здесь же алели мухоморами задания для ВПР.. о которой речь позднее, да и я их к зиме не открыла ни разу, потом..), то эссе написать и заодно по русскому потренироваться - разобрать по составу слова, по членам предложения и т.п., по его же текстам.


Февраль стал переломным месяцем для многого. В том числе и для СО. Во-первых, Лёва начал рисовать, и я возликовала - вот они результаты, ребёнок смог наконец вздохнуть и выдохнуть. Хотя рисовать он начал ещё летом, но за осень это всё прочно забылось, да и успехов тогда ещё не было. Когда я увидела его лошадь! Для кого-то это может просто лошадь, а для меня ЛОШАДЬ, потому что буквально год назад его рисунки всё ещё напоминали головоногов. 


В общем когда я увидела, то предложила кружок рисования (вместо английского, бассейна и мечей, на которые ещё всё равно рано), и Лёва согласился. С тех пор у нас все дни недели оказались занятыми кружками, кроме пятницы. А значит пора было пересмотреть наше медитативно-игральное обучение. Доску убрали, мысли собрали, объёмы определили и стали ездить в центр два раза в неделю. Очень здорово. 


И в бассейн сходили один раз, просто так. В этот день пришлось занятия отменить.. Ну говорю, ладно, засчитаем за физкультуру. Просто ребёнок так наплавался, и так после замёрз в раздевалке (сам же один в мужской, пока я в женской, не догадался ни волосы нормально вытереть, ничего), что просто белый и полубессознательный вылез. 



И в феврале же я узнала о группе единомышленников по семейному обучению в нашем городе, сходила на одно собрание и решила, что сдавать аттестацию в обычной школе сын не будет, надо выбирать он-лайн школу. Остановились на ЦПСО. Оплатили, оформили и получили доступ к аттестациям, которые можно пройти в любое время по всем предметам до 31 мая. Собрание кстати меня не вдохновило, об этом я тоже писала в инсте, снова говорили о том, что школа убивает, а мы возрождаем, причём приёмы почему-то были похожие.. Но то, что мне рассказали об аттестациях, помогли принять решение - за это благодарна очень, и вообще это какая-никакая поддержка - люди. Теперь у меня новый чат, всё то же самое, зато много ссылок по самым различным кружкам и занятиям в городе. 

Ученикам ЦПСО доступны демоверсии аттестаций (в форме тестирования), на которых можно как бы потренироваться, посмотреть, что будет и как будет. Проверила русский язык - всё в норме, остались спряжения глаголов, которые как раз были и по моей программе на подходе. И уже к весенним каникулам, которые я тоже устроила, русский язык был сдан. В апреле-мае - постепенно были сданы все предметы, причём я прекрасно видела, что тесты эти, как и наверное, все выпускные экзамены в школе, вообще ни о чём не говорят. Особенно литература, русский язык, неправильно оформленный ответ не засчитывается (если написать номер ответа не 1, а 1), то всё - это неверно, нервы ребёнка уходят на оформление и мысли теряются).. неправильно понятое задание тоже. Мои мысли разделила учительница по английскому. 

Да, английский. С весны этот предмет начал занимать меня больше всего. Я не могла оценить знания сына, по мне так он ничего не знал в английском, и все учи ру - филькина грамота. 


Хотя с демоверсией он кое-как где-то справился, но я очень помогала, потому что первой реакцией было - я ничего не понимаю. Потом какое-то непонятное аудирование - где и что слушать, кажется в демоверсии этого не было, а на аттестации будет.. В общем нужна учительница или ещё один кружок. Учительница нашлась, после первого пробного занятия сказала, что Лёва - огого!! и светскую беседу на английском они вели, и всё у него в порядке, но заниматься я всё-таки попросила, не ради аттестации, а чтобы был английский, он нам всем нужен.  И учительница очень понравилась. Купили учебник, втиснули занятия в график кружков.


 

Хотя напряжение постепенно отпускало. По мере сдачи аттестаций отпадала необходимость обязательных занятий по предметам, к тому же оставалось в основном повторение, в школе, наверное, в это время гоняли по ВПР, которая Лёве оказалась не нужна! Не нужно ему было сдавать эти экзамены, о которых пугалки рассказывали с 1 класса. Я старалась давать задания так же сыну, но всё-таки это было уже очень расслабленное время, не в пример осени и декабрю. Мы гуляли после рисования, ездили к подруге смотреть на крокусы, ходили на экскурсию по старому центру (как-то в эту сторону никогда не заворачивалось), пропускали шахматы.





С некоторых пор Лёва всё чаще отлынивал от кружка, а когда присутствовал, то время тратил только на петушиное общение с двумя товарищами, которые, каждый по-своему, отвлекали его от шахмат. А он был и рад отвлечься. Но на одном турнире, или скорее это был сеанс одновременной игры с мастером, Лёва присутствовал, и это маленькое событие так же вошло в нашу весну. Жаль, но от остальных турниров Лёва отказался, и я уже со стороны наблюдала все мероприятия через чат ватсапа. Жалела, что мой-то опять вне игры. С другой стороны в городе сильно ухудшалась ситуация с коронавирусом (и продолжает до сих пор), а толпы людей там не вдохновляли и меня. 






25 Мая, как положено, для нас прозвенел последний звонок этого необычного года. Мы отметили его чудесной прогулкой и вкусным ужином в кафе. Было очень радостно! Потом был обещанный тир. И лето. Хотя английский продолжался ещё в июне.

Впереди 5 класс. Каким он будет, понятия не имею. Снова первый. 

8 комментариев:

  1. Катя, спасибо за рассказ. Мыслей много, и главная из них опять: как бы сделать так, чтобы "кругом семнадцать", и опять нет ответа. Совершенно очевидно, что домашняя учёба куда эффективнее, хотя бы потому, что можно учиться на интересном и актуальном материале, с вовлечением эмоциональной сферы, чего почти никогда не бывает в школе. Можно двигаться вперёд, ориентируясь только на себя, а не на абстрактного "среднего ученика". Да и просто: двигаться вперёд, без нудных бесконечных повторов и возвращений к исходной точке. Но...вот да, общение. То самое, за которым дети в школу-то и ходят, а вовсе не за знаниями. Тут оговорюсь: я вовсе не сторонница идеи, что ребёнок должен без конца общаться, и со всеми подряд, только потому, что "во взрослой жизни ему придётся иметь дело с самыми разными людьми". Если бы школа социализировала, у нас и общество было бы социализированное,в котором за норму принята норма, а не наоборот, как мы чаще всего наблюдаем. Мой ребёнок, например, в школе от перемен утомляется куда больше, чем от уроков; ждёт, когда уже прозвенит звонок, и утихнет шум, гам, ор и суета. Но после уроков с большим удовольствием идёт гулять на площадку с друзьями-одноклассниками, там уже какой-то свой у него мир, отдельный, свои ценности, своя иерархия.Тут меня всё устраивает. А вот учёбу хотелось бы без ВПРов бесполезных и ряда глупых предметов, вроде ОРКСЭ. Современную хотелось бы учёбу, нужность которой не вызывает сомнений прежде всего у ребёнка.
    Катя, а вы не рассматривали как вариант переход в другой класс, с более здоровой атмосферой и доброжелательным классным руководителем? Или даже в другую школу. Это ведь как раз не норма, это очень не норма - когда ученики начальной школы травят одноклассников.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо вам большое за отклик! И всё так и есть, те же мысли, те же сомнения. Как здорово, что Игорь вот так прямо соглашается, что устаёт от этого, вот тут ему некомфортно. Лёва - человек оркестр. Он дико и мгновенно устаёт от всего, но обожает при этом всё то, от чего устаёт. У меня этот замкнутый круг уже 10 лет крутится. Хотя нет, до трёх ребёнку абсолютно не нужны были впечатления-люди-веселье. Я очень рассматриваю переход в другую школу, даже наметила себе попробовать в 6 классе. И школу нам сватают ШОД (одарённых детей. Всё та же подруга с мамой учительницей, она сама с детьми постоянно работает и со школами разными). Но как представлю снова бесконечный фестиваль с бесконечными (1-2 раза в месяц) же больничными от того, что устал и дальше (через 10 минут) всё уже через силу.. мне дурно становится. Лёва после рисования выходил (как обычно последний) в состоянии невесомости, и я просто поражалась - все остальные кружковцы спокойно себе шли дальше на вторую смену в школу, я час только после принимала огонь на себя.. от впечатлений и мыслей и выпустить пар и вообще как обычно.. на грани истерики, крика, бурных эмоций, грубости. Хотя вот как раз там после кружка у него ещё было время побегать на площадке со всеми, кто тоже закончил кружки и собирается идти на уроки. И свой мир там тоже был, только подозреваю, что у Лёвы он выглядел гораздо ярче, чем у других, потому что снова были феерические истории битв, кто кого с кем, хотя я стояла в двух шагах с другими мамами и видела, что это просто беготня.. И в школе на занятиях через пятнадцать минут наблюдения не только за учителем, но и за каждым и каждой мухой и вообще всем многообразием окружающего мира, он переставал работать, у него нет ни одной законченной классной работы.. зато он знал всё обо всём, у кого пуговица на носке расстегнулась.. И это лишнее школьное, ОРКСЭ у нас просто не было дома, этот предмет выставлен автоматом - зачёт.. С одной стороны я очень бы хотела, чтобы всё было как у людей, ребёнок в школе, свой мир, свои дела, а я со своими делами, взрослыми. Но пока что-то не складывается..

      Удалить
    2. Катя, у нас тоже не без погремушек. Перед первым классом только и мыслей было: как впишется, как встроится? Для того и на подготовку ходили - чтобы присмотрелся, привык, чтобы хоть часть детей в классе была знакома. И всё вроде хорошо, на занятия с удовольствием, дети что надо, но... Летом накануне школы благополучно пролечили нервный тик, и потом четверти две я побегала знатно: чуть ли не через день звонки от учительницы - то ногу подвернул, то с лестницы упал (хорошо, что отделался поломанными очками), и - самое фирменное - болит голова. Болит голова от шума, от гама, от крика. И сделать-то ничего нельзя, школы без шума не бывает. Во втором классе друг пригласил на день рождения в развлекательный центр. Хорошо, что я там оказалась (мама мальчика моя подруга, попросила помочь присмотреть за оравой детей), там какой-то суперзеркальный лабиринт - визг, восторг, мы заблудились, ура...только не у моего. В итоге все дети радостно поглощают за столом пиццу и сок, бледный Игорь на подоконнике с каплями на лбу приходит в себя. И таких картинок с выставки было предостаточно. Хорошо, что с учительницей повезло, она о-о-о-чень позитивная, с юмором, детей всегда поддержит, и класс такой же. А с формальной стороной учёбы проблем и не было никогда: внимательно слушать, ответственно и вовремя сделать - это всё сильные стороны моего сына. Схемы вот эти вот все, карты, столбцы, планы с пунктами. Правила! (Учитель английского удивляется, что на ура идёт сухая грамматика, которую обычно все ненавидят). В третьем классе стало заметно, что притирается, друзья появились. Особенно с одним мальчиком сошёлся, который тоже увлекается настолками (играть и делать собственные), с которым (главное!) можно основательно потолковать о сущем, о столбцах-схемах-планах. И я думаю, что для Лёвы это было бы тоже огромным облегчением в мире - найти задушевного друга, с которым можно поделиться. В ШОДе шанс на такую встречу может быть неплохим. И про здоровье думаю: к шестому классу окрепнет, особенно если со школой сложится психологический союз, в этих же болячках психосоматики львиная доля. Ведь худо, очень худо должно быть ребёнку в нервном смысле, если он сам в начальной школе просится на СО.

      Удалить
    3. О, Ирина, действительно, как это замечательно, что с учительницей и классом повезло! Нам не повезло. Хотя три года я старалась так не думать, потому что Лёва всех отстаивал и защищал, а я закрывала глаза и на орфографические ошибки учительницы, и на её подход к детям, и на атмосферу в классе, да и знала, что Лёве в любом случае легко не будет каким бы ни был класс и учитель, а тут ему нравится.
      Вот про лабиринт вы написали, у нас была бы такая же история, только итог - не подоконник отдельно ото всех, а в самой гуще в невменяемом состоянии. А потом голова да. Но это потом.
      Очень мне нравятся все увлечения Игоря, и я только вчера прочитала о вашей игре с падежами, просто восторг!!
      У Лёвы был друг в классе, чудесный мальчишка, я таких больше не встречала, но после третьего они уехали в другой город. Лёва переживал, я надеялась, что мы сможем поддерживать связь, уж опыта в виртуальном общении у меня выше крыши, но мама мальчика не поддержала никак.
      Спасибо за пожелания! Буду ждать и смотреть по обстоятельствам. Тоже надеюсь, что окрепнет, дозреет, дорастёт, ну и вдруг повезёт..

      Удалить
    4. Я даже и удивилась как-то, что учительница страстно мечтает отправить ребёнка на СО. Понятно,что так проще: избавиться от неудобного ученика, и вся недолга. Но педагогика ведь не про то, как проще.
      О, падежи нам здорово помогли в третьем классе. Решила тут ненавязчиво проверить, что осталось в голове после летних каникул. Всё осталось, все шесть штук. А придумывание настольных игр я бы вообще сделала отдельным школьным предметом, с их помощью можно закреплять абсолютно любые знания и впечатления. В июне когда летели в Москву, прямо на коленке было изготовлено две простых игры на тему "Самолёт",даже попал туда рыжий кот, которого мы видели на досмотре у одного пассажира. Кубик и фишки у меня всегда в сумке, сразу и поиграли. И время незаметно прошло!
      С другом - прямо крапивинская история. Грустно терять найденных своих, но, я думаю, что всё ещё впереди. И свои обязательно ещё будут.

      Удалить
    5. Да, я тогда не удивилась, а вот подруга (мама-учитель), они в шоке были. И сказали мне в один голос, что это ни в какие ворота, и какие ученики бывают, и всё равно с каждым.. Ну в общем я не жалею всё равно. А Лёвину бывшую учительницу особо не виню и как человека понимаю, она мне каждый день жаловалась -"Я так от него устаю", и уж я знаю как от моего сына можно устать (хотя учительнице естественно ничего такого не говорила и не поддерживала её жалоб, слушала и кивала молча), сама как выжатый лимон даже уже и не к вечеру, а просто. Тем более, что как хором твердят мои родители - "кроме тебя он вообще никого не слушает и никто не авторитет". Зато я знаю, как Лёва может вдохновить и какой интересный, а вот учительница не смогла увидеть. Ну и вообще у неё не очень получилось наладить отношения с классом.
      Про падежи мне прямо жалко, что все уже выучены и заучены. Я тоже старалась интересно, но у вас, конечно, очень здорово! И игры!! Лёва к сожалению не особо увлекается настольными, хотя придумать свою - это за. Этим летом я хотела выделить время для настолок, и думала, что это моя вина, что мы особо не играем. Ну и ничего не вышло, три раза поиграли, и дальше Лёва отказался. Хотя он по-прежнему любит нашу первую игру Мемо - чудеса России, Манчкин и Хитрого лиса. А мне так хотелось в Эволюцию поиграть, и ведь просил подарить, но как-то пока никак.
      С другом да, грустно получилось, весь третий класс я радовалась их дружбе, когда рядом был Савва, мне казалось, что Лёва как бы в таком защитном коконе, Савва и Лёву утихомиривал и от других немного ограждал. А без него всё слетело с тормозов. Да и вообще дети в 4 класс пришли очень изменившиеся, я и девочек не узнавала и мальчики разошлись не на шутку.

      Удалить
    6. Да вот эмоциональные жалобы на ребёнка из уст учителя тоже выглядят странновато.Это всё равно что выговаривать маме заходящегося в истерике двухлетки, что она плохо воспитывает своё чадо. Да она сама в этот момент на стены лезть готова от тоски и бессилия, она сама всё прекрасно видит и понимает. А сделать-то что можно? Конкретно. У нас почему-то до сих пор считается, что "сильный учитель"- тот, у кого итоговые тесты хорошо пишут, а современному учителю, кроме умения "выдавать материал", нужно быть и психологом, и психиатром, и дефектологом в одном флаконе. Другой вопрос, что и учителя поставлены в такие условия, что им не до тонкостей внутреннего мира учеников, успеть бы вовремя все бумажки и отчёты сдать.
      Меня друг Ваня спас от Манчкина. Ну, не могу я его постигнуть, не вдохновляюсь, а Игорь уши все прожужжал, все ролики в Интернете пересмотрел. Ваня оказался единственным из мальчиков, кто тоже увлёкся (в компьютерные-то они все готовы играть до посинения, а с настолками не так), а у Вани брат, и вот уже компания. В воскресенья по полдня рубились в Манчкин, а я ликовала.
      Вот да, спокойный, основательный, рассудительный (добрый!) друг холерическим и высокоэнергетическим личностям очень-очень показан. Он как холодный компресс на лоб. А 4 класс не зря был когда-то уже не начальной, а средней школой, и я считаю, что это разумно. Именно после третьего дети резко меняются, но их зачем-то ещё целый год заставляют сидеть в песочнице, как потом в абсолютно лишнем и никчёмном одиннадцатом классе.

      Удалить
    7. Да, на то, как построена сейчас работа учителя, мне тоже наша жаловалась, и это, конечно, правда. Но то, что она меня выбрала объектом для бесконечно долгих и постоянных жалоб, это не особо мне нравилось. Хотя со мной часто случается, что посторонние люди начинают вот так себя вести.
      О, а я Манчкин сама тоже люблю! Я так же совершенно не вникала в правила, но Лёва жутко увлёкся, и одно время перечитывал инструкцию как настольную книгу, по ней даже кучу каких-то игр других придумал, и поэтому мне всё тоже объяснил подробно. У нас "Манчкин в осаде". Недавно у друзей оказался другой Манчкин, классический кажется, тоже впечатлений много было потом.
      Про друга согласна! Очень не хватает именно такого..

      Удалить

Прогулки по лесу

Подробный и ясный пост про книгу "Прогулки по лесу" в "Магии биологии"  напомнил мне, что я ничего не оставила здесь на ...