пятница, 8 ноября 2019 г.

Книги осени. Дневник совместного чтения. 9 лет

Холодный сентябрь, который не жалел каштанов и желудей, они градом сыпались на макушку. И октябрь, избаловавший теплом. Осенняя жизнь, осенние книги, но начало им в лете. Я читаю сыну по-прежнему, истории растягиваются на месяцы, часто заменяются стихами из-за нехватки времени. Лёва обычно выбирает лимерики из Единорога, Весёлого мамонта, Стивенсона, я иногда предлагаю забытые сборники. Приятно открывать их снова и мерить стихами возраст сына. Он заметно вырос, по тому, как я сама воспринимаю сейчас и Алёшкины мысли, и что-то ещё из раннего Львиного.






Наше лето было очень коротким, по-настоящему оно длилось только несколько дней в августе. За эти несколько дней мы наварили варенье, насобирали фруктов на зиму, наелись персиками от пуза, вымокли до нитки, когда носились с шлангом и лейками по саду, накачались в гамаке - в общем сделали всё и даже больше, что бывает летом. И начали читать Кира Булычёва в свете звёзд. 
Которого благополучно продолжаем читать до сих пор. Только начинали мы чужой сборник с рисунками Медведева, его выпускал ИДМ, а дальше уже я вытащила свою букинистическую книгу. Купила Алису до выхода ИДМовской серии. Моя с жуткими картинками, но помню, как буквально проглотила одним махом её, не глядя, так же однажды летом, ведь в детстве я знала Алису только по Гостье из будущего и по Тайне третьей планеты. После брала у подруги деньрожденскую Алису, но такую кучу приключений встретила впервые совсем взрослой. Ничего менять я не буду, картинки не мешают, читаю вслух с огромным удовольствием, переношусь в описываемые времена и забываю о чайных вкусностях, которые обычно сопровождают нашу Алису. 
Интересное открытие ждало нас во время чтения. Абсолютно запутавшись в званиях ржавого военного робота, которым названа была вторая повесть, я полезла выяснять, какое название правильное, и почему оно отличается в разных изданиях. Мало того название, текст разный совсем, но как-то вот вроде бы об одном.. Оказалось, что Кир Булычёв целиком переписал первоначального Ржавого Лейтенанта 67 года, назвав его Ржавым Фельдмаршалом в 1991 году. Так мы имели возможность узнать о представлениях будильника будущего из 91 года, но потом вернулись к 67-му, в моей книге старый вариант. 
Сейчас как раз Гостья из будущего (Сто лет тому вперёд) у нас на очереди, традиционно гораздо лучше кино). Но кто ж замахнётся на святое, я помню свой неописуемый восторг, ожидание новой серии и песню наизусть про Прекрасное.., эх, настоящее.. 
Булычёв развернулся у нас и в мультфильмах. Посмотрели все выпущенные сезоны про Алису, которая знает что делать. Сын предложил. Кошмар, конечно. Не люблю пластмассовые мультики. Но вместе даже интересно. Мне нравится, что робота учителя озвучивает Джигарханян и ещё дедушка Сапожков нравится. 
Вернусь к Алисам более высокого уровня. И немножко к лету. 31 Августа в доме состоялся праздник Шахмат. Именно в этот день я узнала о своей жизни немножко больше, именно в этот день мы начали читать вместе Алису в Зазеркалье, потому что она представляет собой шахматную партию. В июне сын уже открывал книгу не раз и не два, после озвучивания программы будущего праздника. Теперь хохотали вместе. "Это я сам придумал" - мне кажется наш общий девиз. 
Я дорожу и восхищаюсь нашими Алисами в исполнении Калиновского, и о других даже не мечтаю, неинтересно. Хотя на столе передо мной исписанный всякой природной, как оказалось, ерундой в моём исполнении блокнот с Алисой Елены Базановой. Он дорог мне дарителем, и роскошный чеширский кот на обложке тоже заставляет улыбнуться. 
Алиса в Зазеркалье у любимого художника Калиновского сильно отличается от его же страны Чудес, но впечатляют они обе. Чтение неизменно увеличивает восторг, мастерски подобранные образы, картиночки и картинки сопровождают удивительное путешествие и увлекают за собой, смешат и поражают виртуозным исполнением, туманят и вырисовывают. Это тот гениальный мир, который не пролистнёшь просто так, не забудешь на следующей странице. Лирично и смешно, изысканно абсурдно и совершенно узнаваемо. 


В середине октября традиционным подарком к празднику становятся книги. В этом году их сочетание оказалось поразительно негармоничным (прямо как это предложение). Они упираются друг в друга углами и удивляются компании. Обычно я подбираю подарки так, что все вместе они составляют единое целое, может быть даже не очевидное на первый взгляд. Здесь всё сложилось как-то иначе. 

Случайно удалось купить давно задуманную книгу Брагина "В грозную пору". О ней когда-то я писала много. Всё сохранилось и теперь. 
ноябрь 2017 
Её неказистую, в чужом картонном переплёте вытащили нам с полки в библиотеке. 
Холодный осенний день, после прогулки среди опадающей листвы и пасмурного неба мы грелись в читальном зале - Лёва попросил книгу, которую дали скрепя сердце - "осторожненько, только осторожненько.." - я знаю к сожалению причины таких предосторожностей, за каждую книжку головой.. А сын усмотрел огромную панораму - Бородино!! Я следила, помогала вытаскивать многочисленные вкладыши и честно зачитывала все отрывки, перескакивая с места на место. Лёва рвался к кармашкам и объёмным фигуркам. Редут, Шевардино, кирасиры, Дохтуров, Раевский - всё смешалось, кони, люди.. только усталость и голова звенит от голода. Но в абонентском, куда мы зашли поздороваться, Лёва поделился - смотрели книжку про Бородино. Вот тут нам и протянули её, крепко отреставрированную, без лица. 
Гулять так гулять - каникулы! И в кафе за чаем сын предложил начать чтение. Я криво усмехнулась, озвучивая советские проработки царского режима. Но уже в следующий раз забыла обо всём на свете. Каждое имя звучало как гром 

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля... 
Непобедимый Багратион, сколько раз он спасал русскую армию, прикрывая её в самых безнадёжных ситуациях! 27-я пехотная дивизия молодого генерала Дмитрия Неверовского, 10 000 солдат на сутки задержала наступление Наполеона у Смоленска. Разве я когда-нибудь теперь забуду редут смерти, пехотный корпус генерала Тучкова, который погиб из-за решения барона Беннигсена, он как и многие был против Кутузова. Имена Раевского, Дохтурова, разве я когда-нибудь помнила о Малоярославце.. Никогда мне не было так страшно читать об отступлении врага.. 
Наши вечера горели огнём, мы вытаскивали наши книги, сравнивали события, неужели так было правда! Путались в интересных, но многочисленных подробностях из книги "О былых походах и сражениях", понимали, что не всё так однозначно, но главное, главное не изменить, так было, как будто вчера, как будто сейчас происходит. 
И мы не можем остановиться, обсуждаем все вместе, кричим, молчим. 
И я снова и снова перечитываю по просьбе сына Бородино Лермонтова, которое ближе всех к книге Брагина по жару и силе. 
Первое, что я посмотрела, когда мы дочитали - можно ли её купить. И радость быстро сменилась разочарованием. В Лабиринте есть. О, это роскошная панорама. Снова миллион кармашек, фигурок, карт, всё так богато и многозначительно, не оставит равнодушным ни одного ребёнка.. Но текст. Он урезан. Нет, нам нужна наша книга. В которой дивизию Неверовского прикрывали берёзы, где дуб - место отдыха Кутузова после Малоярослвца, осенние туманы, рябины и красота наших полей, где наша Родина, за которую столько людей погибло. Где наши морозы, грязь, леса, слова и письма, реки и подвиги, имена не только генералов, но каждого. 
Теперь-то уж я запомню "Про день Бородина", и ту осень 1812 года. И мой сын тоже. 


Вот так мы и помнили о ней два года, помнили, чтобы встретиться вновь в октябре и снова читать в ноябре. И наша с рисунками Перцова! - незаменимого в любимом историческом жанре. В книге много карт, репродукций картин известных художников, но главное там текст полный. 

Другой книгой в подарке был Остер. 
В первых числах сентября в книжном, пока мы с подругой выбирали блокнотики и цветной картон, пока открывали и закрывали "Эхо" и какие-то другие синие книжки, дети, ухахатываясь, наперебой зачитывали вредные советы Остера друг другу и всему магазину в придачу. 


Вот так открылся им Остер, который кстати у нас дома лежит сто лет неоткрытый, нам его дали почитать, но я про него всегда забываю. Открыть они его открыли, а закрывать отказались. Я выбрала Лёве "Сказку с подробностями". Из всей книги знаю я только дядю Колю Воронцова, который картинки рисует. А остальное нам только предстоит узнать обоим. 



И третьей оказался Теллеген. Прям Телегин - в смысле тот, кто сказки рассказывает (Телега - сказка - (жарг). Сказка - ложь да в ней намёк. "Неужели никто не рассердится" - здесь не намёк, здесь сразу вышли и сказали, всё правильно сказали. Сердиться можно, злиться, быть плохим и всяким разным - всё в общем можно. Лёва сначала читать отказался, но мы подумали, и я решила)) дать книге шанс. И, конечно, прочиталась она мигом и с удовольствием. Что-то сын читал сам, что-то вместе. Не полюбили только жабу, до этого наша просветлённость не доросла. И вообще. Белку жалко. Или кого там узлом завязывали.. не помню. Сейчас книга гостит у друзей, где тоже приняли её на ура, изначально правда просили почитать что-то такое наоборот, воспитывающее в более традиционном ключе - школа, дисциплина.., но как-то не сложилось. 
А я пока читала, всё думала. Думала о том, как хорошо, что у меня, у нас есть Простодурсен. И "Приходите на чашечку чая" Шульгиной. И Леопард в скворечнике Сахарнова. Хорошо. И душевно с ними. 
Вот такая компания собралась - Кутузов, дядя Коля и Телегин. Хорошие люди. Каждый по-своему. Все разные. 
Неожиданно у нас поселилась Тильда. Книжку про белую мышку я покупала в подарок, но сначала она пришла с браком и пришлось перезаказывать. Пока я ждала новый экземпляр, взяла немного испорченный для совместного чтения, просто так, без долгоиграющего продолжения. И оказалось, что спокойствия Шиповникового переулка нам очень не хватало. Сын не останавливал чтение, выбирал Тильду снова и снова до последней страницы. Она не требовала немедленного прочтения, сын не листал страницы сам, как это обычно бывает с общими книгами, когда он читает параллельно самостоятельно. Может быть Тильде-тексту не хватает некоторого изящества, ладности, поэтичности слов, которые становятся частью тебя, разлетаются на цитаты (литературный редактор ли, переводчик или автор, не знаю в ком причина). Но настроение автор передал чудесно - рисунки, герои, земляника, тыква, чай, варенье, секретики и уютные посиделки. Дочитали и оставили себе, а новую подарили, с кружевной салфеткой ручной работы и добрыми пожеланиями. И книга, которая должна была сыграть больше декоративную роль - салфетка, чай, цветы и пара строчек в изящных рисунках - так же понравилась и осталась ко всеобщей радости. 





С бракованными книгами мне этой осенью везёт как никогда. Может быть даже "везёт" не стоит брать в кавычки. Потому что хорошие книги. Только вот с возвратом не складывается, Тильду я сама просмотрела и решила оставить себе. А другую книгу забирала не я, брак увидели не сразу, потом она мне уже любая нужна была, потому что к Хеллоуину. Так и остался у нас жить Кот из булочной кверх ногами. 
Долго я мечтала о толстом рыжем коте. Это любимая история в диафильме. Плёнку брала у подруги в четыре года (мы соседями по комнатам были), вместе смотрели. До сих пор чувствую запах дождя вместе с нагретой плёнкой и рыжий кот в мэрии.. Лет пять назад, однажды осенью, набрели мы в библиотеке на него книжного, то-то радости было и удивления. Иллюстрации Хайкина очень люблю. Неизвестная Джоан Эйкен, сказок целый сборник, но главный он - Кот из булочной! И тут ещё подарок - выходит наш Кот с новым переводом и старыми картинками! Восторг! Собиралась долго. Ну и вот. 



Долго я мечтала о толстом рыжем коте, так долго, что желание аж два раза сбылось, и оба как-то по-своему.. вот так как исполнится, и думаешь, может вообще не мечтать, на всякий случай.. А просто жить, радоваться каждому дню и делать что-то для завтрашнего, а там как выйдет, так выйдет, пусть даже кверх ногами).

Книги из поста:
Дж. Эйкен "Кот из булочной"
А. Шмахтл "Тильда Яблочное Семечко"
Г. Остер "Сказка с подробностями"
Л. Кэрролл "Алиса в Зазеркалье"
Тоон Теллеген "Неужели никто не рассердится"
Л. Шульгина "Приходите на чашечку чая"
С. Сахарнов "Леопард в скворечнике"
Р. Белсвик "Простодурсен"
Единорог. Английские и ирландские стихи и сказки




Подробнее: https://www.labirint.ru/books/655486/







14 комментариев:

  1. Здравствуйте, Катя! спасибо, что рассказали об интересных книгах. Приглашаю Вас поучаствовать в проекте "Книга месяца"https://serdzerasum.blogspot.com/2019/11/blog-post.html
    В нашей компании уже немало любителей чтения. Мы создали каталог и рекомендуем книги для чтения. Будем рады Вашему участию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, спасибо большое! И за приглашение! Попробую поучаствовать, хотя выбрать одну книгу как "лучшая книга месяца" мне было бы сложно).

      Удалить
  2. Катюша, спасибо, что поделились таким богатством!))

    ОтветитьУдалить
  3. Катя, спасибо за традиционно интересный и подробный обзор. "Кот из булочной" - наша большая, очень-очень большая любовь. Особенно тот кадр в диафильме, где он гордо идёт с медалью на шее. Про Кира Булычёва задумалась; сама я в детстве его не читала. Кроме мультфильма "Тайна третьей планеты" и "Гостьи из будущего" ничего не знаю. А там ведь роботы, космические пираты, Громозека... Для мальчика младшего школьного возраста в самый раз, надо предложить!
    К Остеру моя взрослая сущность относится неоднозначно. Одной только фразой "А в попугаях я гораздо длиннее" он обеспечил себе место в золотом фонде детской литературы, но что касается восьмого или девятого тома "Вредных советов"... В таких случаях я говорю: есть книги, которые нравятся и детям и взрослым, а есть книги, которые нравятся только детям. Ну, вот как в моём детстве был дворовый фольклор: "У Лукоморья дуб спилили, кота на мясо зарубили" и прочее. Детям он необходим, и выполняет определённую функцию, но взрослым на эту территорию лучше не заходить - нервы целее будут. А поскольку сейчас дворовая культура практически сошла на нет, её заменяют "Вредные советы" и подобные им тексты, дети в них ориентируются легко и весело. У нас есть два или три тома "Советов", я покупала их дочке классе во втором или третьем; была даже какая-то книга Остера про идеального одноклассника, что-то нужно было там рисовать или наклеивать, объединившись с другими девочками. Тайны, секретики, многозначительный шёпот... То, что нужно в этом возрасте. А сын совсем-совсем не проникся. Остер был в списке литературы на лето, но после первого прочитанного совета книга встала на полку, да так и осталась там. Придёт или не придёт ей время - любой вариант подойдёт и будет правильным.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, Ирина! У вас есть диафильм с историей про кота? Как здорово!! А я обожаю с детства кадр в ратуше, когда кот сидит такой большой и довольный в своём новом доме. И взрослой ещё очень понравилась дождливая картинка, с мостом, в самом начале.
      Алиса да, самое подходящее для любителей всяких фантастических штук с роботами и прочим. Только не знаю, может Игорь уже с новыми знаниями по программированию только посмеётся над представлениями о будущем из середины 20 века, Лёва в этом плане не слишком осведомлённый. Но в любом случае написано захватывающе и легко, нам нравится. А к Остеру так же отношусь. В детстве книги у меня не было, но я с удовольствием читала у знакомых всякие вредные советы. Теперь всё время откладывала покупку, но в целом не категорически против него, просто находится что-то поинтереснее. Вот Успенского не люблю я. Как остались у меня с детства пара картонок про Веру и Анфису, так на этом я и остановилась, сын тоже их любит, но дальше ничего покупать не планирую.

      Удалить
    2. Фильмоскоп, к сожалению, у нас не сохранился, но однажды я нашла в Интернете большой каталог диафильмов и в ностальгическом порыве стала искать ленты своего детства. Без задёрнутых штор, конечно, таинства не хватает, но что интересно - истории не утратили своего очарования, во время просмотра "Горшочка каши" так же, как в четвёртом классе, хотелось помчаться к плите и начать варить. Так я случайно набрела на "Кота из булочной", и это была любовь с первого взгляда, как рыжий котяро Юрия Иосифовича. Я вообще считаю, что по котовой теме можно определять мастерство писателя, настолько она трудная.
      Поскольку у Игоря научный склад ума, желающий всё объяснить с логической точки зрения, лучшим доводом для него будет такой: "Книга написана давно, у людей тогда были другие представления о мире". Мы когда смотрели "Гостью из будущего", на сцене гибели Вертера мой сын, вместо того чтобы горевать, как все дети, уверенно и без тени сомнения сказал: "Восстановят! У них ведь там технологии очень развитые." А будущее, в котором все в белых одеждах под звуки вальса играют в бадминтон, он воспринял нормально. Это я смеялась. Про сказки мы давно договорились: в сказочном мире возможно всё. Это универсальный ответ на вопрос "Как Страшила разговаривает нарисованным ртом?" и десятки подобных.
      Успенский, как и Крапивин, для меня чётко делится на до и после. Я отдаю ему должное: придумать уникальных героев и мир, в котором они живут, может только талантливый человек. "У нас зимой ездовые академики встречаются" - это смешно и остроумно. Но то, что стало после - за гранью добра и зла, особенно перевод Карлсона без знания языка, по подстрочнику. Не зря говорят, что для писателя молчание - это один из жанров, иногда бывает полезно поработать именно в нём.

      Удалить
    3. А Шамайка вам нравится, Ирина?
      Да, диафильмы через Интернет мы тоже с Лёвой раньше часто смотрели, в очередях на телефоне, но сейчас к сожалению почему-то интерес у него угас. Но у нас и проектор же есть, только вот плёнок мало, столько же сколько в детстве, четыре. Правда пара-тройка появилась всё же новых.
      Отличное решение и правильное, с вашим подходом к устаревшим фантастическим идеям. Мне тоже это ничуть не мешает. Про Вертера Лёва тоже так решил. Хотя и переживал. А потом и вовсе смотреть отказался. А Тайну третьей планеты давно любит. Читала про рот Страшилы в качестве демонстрации детской дотошности и вспомнила как накануне учили с сыном Зимний вечер Пушкина, он это стихотворение наизусть не знал и к моему удивлению не понял сразу, что за лачужка, почему они там посреди ночи, пришлось целый кусок биографии поэта домысливать (потому что подробностей я и сама не знаю), но было интересно увидеть знакомое с детства "Буря мглою небо кроет" так подробно и образно.
      Крапивина я узнала только взрослой, вспыхнула, загорелась и погасла. От мгновенного обожания до охлаждения. И потом тоже, конечно, поняла - ранний и поздний. И всё встало на свои более осмысленные места. Может быть я у Успенского пропустила хорошее, тоже не было в детстве Простоквашина, только мультфильм (его любила) и других произведений. Но сейчас как-то вот совсем не хочется подробностей и книг его.

      Удалить
    4. Катя, с "Шамайкой" у меня, честно говоря, сложно. Впервые я увидела её в школе ещё, в журнале "Пионер". Кажется, это было в самом начале девяностых. Тогда не пошло совсем. Сейчас периодически вспоминаю, хочется ведь всего Коваля прочитать, но что-то останавливает. Я очень плохо переношу истории о несчастьи животных, поэтому в детстве очень радовалась, что в фильме про Алого счастливый финал, мне казалось, что это единственная правда, и другую я просто отказывалась принимать.
      О, с "Зимним вечером" у нас была пару лет назад отдельная комическая история. Прочитать полный текст мне удалось только с четвёртой или пятой попытки, потому что, например, во время чтения рефрена мой внимательный сын заботливо напоминал: ты про это уже читала, ты по второму кругу пошла; ну, и куча вопросов как водится: почему путник постучал в окно, а не в дверь? с какого такого горя собрались они пить из кружки? Да и просто объяснить современному ребёнку, зачем среди ночи сидит в ветхой лачужке взрослый дядя с няней, да ещё просит у неё сказок и песен - невозможно. Что такое ссылка и как можно попасть в неё за стихи - вообще неподъёмно. Но Пушкин никогда не проходит даром. Для первого раза можно просто послушать, как написано, как воет зверь и плачет дитя, и что повтор подчёркивает кружение снежных вихрей.
      С Крапивиным я поняла, что больше не могу его читать, когда сюжеты и герои стали сливаться в сознании в один бесконечный, очень предсказуемый сюжет и в одного одинакового, тоже весьма предсказуемого героя. Что я раздражаюсь на идеальных крапивинских мальчиков, не по годам мудрым и рассудительным, и странных мам, которые в случае любой провинности начинают грозить детдомом. Но "Оруженосца Кашку" и "Ту сторону, где ветер" нежно люблю до сих пор.
      У Успенского есть книга не из знаковых - "Вниз по волшебной реке". Мне нравится, хотя я не люблю фэнтези и всё, что "по мотивам русских народных сказок". Но если с фирменным писательским юмором, то получается хорошо - когда бояре, собравшиеся после каникул заседать в Думе, рассказывают друг другу, как они провели лето. И экранизацию этой книги - фильм "Там, на неведомых дорожках" люблю, засмотрели его до дыр. Филиппенко - лучший Кощей всех времён и народов!

      Удалить
    5. Шамайка, она другая, и тоже удивительная, она как будто и Ковалиная, и всё же другая. Не могу сказать, что любимая, но какая-то особенная. В Алом да, я помню как уливала слезами библиотечную книжку.
      "Зимний вечер" узнаю, у нас с вами он общим оказался. Раньше я Лёве читала его, но наизусть вот первый раз выпало учить, и, конечно, после подробного разговора, выучился Пушкин как обычно, как всегда, легко, без напряжения и без нервного - уроки!
      С Крапивиным я прошла все эти этапы во время чтения цикла про Кристалл. И ещё не приняла того напряжения и тревоги, которые увеличивались от повести к повести. А "Та сторона, где ветер" - это повесть, во второй части которой мальчик тонет? Тоже не смогла. Хотя первую часть слушала с большим удовольствием когда-то. Люблю Каравеллу, первый немного неуклюжий сборник Рейс Ориона, Голубятню всё-таки люблю, хотя она тоже, но уж больно интересно было.
      Про "Там, на неведомых дорожках" я не знала, Ирина! Конечно, мы все обожаем и так же цитируем это кино! Буду знать, что Успенский и прочитать Лёве тоже захотелось, надо узнать в библиотеке, спасибо! Тем более фэнтези! Это же Лёвин любимый жанр.

      Удалить
    6. Это теперь уже в третьем классе учат "Зимний вечер"? Ничего себе. У нас, кажется, он был не раньше пятого, точно не в начальной школе. Мы сегодня рано утром вышли из дома, мороз 15 градусов,снег; сразу заметили Луну в красивой дымке. И я тут же процитировала: "Сквозь волнистые туманы пробирается луна..." Пушкин - это святое. Игорь с лёгкостью запоминает закономерности, последовательности, цифры, наборы фактов, шахматные комбинации, но с великим скрипом и неохотой учит стихи - не любит их и не слышит (исключение - Олег Григорьев ). По своей воле он их никогда и не учил, но тут задали Лукоморье. И я нашла железный аргумент: сказала, что оценка меня волнует в последнюю очередь, но читать Пушкина с тычками и заминками как-то даже неприлично. Как ни странно, подействовало.
      Да, это "В той стороне" Яшка сорвался с обрыва. С этой повести, собственно, и начинается настоящий Крапивин, все его основные принципы и художественные приёмы. Но ранние рассказы я тоже люблю, они искренние и наивные. А вот Голубятню как раз не смогла прочитать, очень тоскливо было и страшно. Про другой берег прямо страшно, похоже на детский кошмарный сон.
      А ещё мультфильм "Ивашка из дворца пионеров", который очень любит технический мой сын - это тоже Успенский! И от "Следствие ведут колобки" он был в восторге. А вместе мы хохотали над шедевром "Мама приходит с работы" из "Весёлой карусели". Это тоже Успенский!

      Удалить
    7. Ирина, вы меня убедили, спасибо! Я ничего не знала! А ведь люблю Колобков, и "Мама приходит с работы" ужас как люблю. И Ивашку. Настоящее открытие. И жалко, что потом так всё изменилось. 
      "Зимний вечер" да, учат сейчас, Лукоморье в первом классе, но Лёва его и так помнил наизусть. Хотя сам тоже редко проявляет желание что-то заучить, стихи любит, но шахматные комбинации запоминаются несравнимо быстрее, это точно. Вообще мне совсем не нравится это опережение в школе, и не только по годам, но и по временам года, почему бы не выучить осенью Очей очарованье или мой любимый отрывок про ноябрь. Нет, Мороз и солнце, Зимний вечер и Детство Сурикова, пока на улице ещё и унылая пора на приближалась. 
      Голубятня у Крапивина действительно тягостная и страшная, но там всё хорошо заканчивается. Читала я это произведение одним из первых, и тогда ещё время не было переполнено так сильно тревогами, не выветрилось спокойствие обычных рабочих будней, в которых не было места нынешним страхам. А сюжет показался настолько интересным, что я и оторваться не могла. Но чем дальше я продвигалась по Кристаллу, тем становилось муторнее. Ну и одинаковые мальчики, да.

      Удалить
    8. Я сейчас подумала, что первый отечественный абсурдный мультфильм "Пластилиновая ворона"- это ведь тоже Успенский. "А может быть, на пальму с разбега забралась." Да и "Ехал Ваня", и "Картина" художника Иванова - это всё так понятно детям и очень смешно. И "Баба Яга против!" отличный мультфильм; кто сейчас помнит про политические подтексты? Но,к сожалению, переломные годы не всегда ломают автора в лучшую сторону.
      Неужели "Вот моя деревня" до сих пор в программе? Нет, классика, конечно, но... замшелая слегка, да я бы и не сказала, что шедевр поэтический. У нас Лукоморье во втором, но на днях я разговаривала с подругой, у неё сын в пятом, и снова учат Лукоморье, теперь уже в рамках "Руслана и Людмилы". Так что с одной стороны у нас опережение, которое я тоже не люблю, а с другой - бесконечное перемалывание одного и того же. Вот так ненависть к Пушкину и прививается, и к литературе вообще. Я считаю, что "Руслан и Людмила" целиком был бы идеален в старших классах, вот это всё: "Могильным голосом урод бормочет мне любви признанье"... Да и вообще в таком возрасте интересно читать текст, написанный ровесником.
      Самые первые повести о Кристалле содержали реалистическую и фантастическую линии. И я помню, как читала в журнале "Пионер" "Оранжевый портрет с крапинками", пропуская всю фантастику про Марс, а про мальчика Фаддейку было интересно.

      Удалить
    9. И "Пластилиновую ворону" очень я в детстве любила. В общем я уже нашла "Вниз по волшебной реке" в Лабиринте, буду ждать скидок и разбавлять импортных и современных, которых назаказывала уже на Новый год нашим и проверенным, этого баланса мне хотелось, но я пока не могла придумать, что выбрать. Спасибо вам, Ирина! Будем вместе с сыном открывать Успенского.
      Да, "Вот моя деревня" у Лёвы в программе, до этого учил Сурикова же "Зиму" и Никитина тоже про зиму, но в сокращении. Я уже закрыла глаза на всё это несоответствие и непродуманность, к счастью хоть существительное стало существительным, а не просто предметом. Но в целом очень всё как-то грузно, кучно и бестолково. Пробираемся, продираемся, не вникая.
      "Оранжевый портрет" я не читала! Только видела анонс книги и думала, что хотела бы прочитать, но так и не сложилось. А сейчас уже и не очень интересно. Последнее что читала у Крапивина пару лет назад - это "Трое с площади Карронад", очень описания города понравились, и вообще часто ловлю себя на чувстве близости, когда читаю о южных городах. Только города эти обычно морские, а у нас наоборот - пустыня (полу..), но так всё знакомо почему-то. Да хотя бы деревьями - тополя, акации.
      Но все эти цепи, фу.

      Удалить

Прогулки по лесу

Подробный и ясный пост про книгу "Прогулки по лесу" в "Магии биологии"  напомнил мне, что я ничего не оставила здесь на ...