пятница, 24 апреля 2020 г.

Детское чтение из зимы и начала весны. 9 лет

Зима осталась далеко позади, кажется, что она была года три назад, или четыре. Яркие события, мгновения и недели сложились в свою полузабытую книжку, которую интересно узнать однажды по знакомому запаху, цветному платью, морозному утру, звуку ключа в двери или короткому снегопаду. 

Но о книгах хочется больше, чтобы не забывались и не терялись в смутных воспоминаниях. 

Книг мы прочитали довольно. Самостоятельно прочитанные почти не войдут в дневник, их много, их - все, они вразброс, они частями, всё как всегда. Нет в дневнике и ежедневных аудиокниг. Чаще это Гарри Поттер. К которому сын несётся и в гостях, дома нет, а подруга взяла для него восьмую часть, остальные и не нужны, только битвы пожалуйста, можно с хлебом. 



Но некоторые книги запомнились. 








































Новогодние подарки сын махнул не глядя. За день или два проглотил продолжение Дикого робота, кто его знает, может и не полностью. "Это ужасно, это ещё хуже, чем первая часть - как Роз прощалась с людьми, снова расставания, горести и тяготы, невозможно" - закрыл он книжку и больше не заговаривал о ней. Что ж, я была права, когда сомневалась покупать вторую или нет. Роз хороша, Роз запомнится, Роз - замечательный, полюбившийся герой современной детской литературы, но бывает же так - слишком жалко и огорчительно. Лучше бы мы дождались ответа папы из Бруклина, всё мы его призывали в шутку - познакомься с автором, который живёт там же, и выясни, что дальше. 



Первая книга останется любимой, а вот со второй вряд ли получится. Она просто останется. 

За те же дни вихрем взметнулись пески "5 миров". Но к ним сын возвращался, и в школе книга побывала. Мы встречались в коридоре, я выползала с температурой из большой комнаты, держа под мышкой вместо градусника толстенный том "Дома из зелёного стекла", а он выскакивал из зелёной комнаты с мирами наперевес. "Ты должна(ен) прочитать Это!" - почти хором кричали мы друг другу. И расходились каждый к себе. Первый графический роман. Ждём продолжения. О чём там? Я смотрела только начало, с одинокой девочкой в слезах и танцами. Но дальше было много всего - я слышала многочисленные эпизоды, и если тут было тоже страшно, волнительно, как-то там киберго-каменно и плането-разрушительно, но невидимые паутинки с каплями росы, которые прячутся в том самом мире с папоротниками и прозрачным родником, оставались нетронутыми, недвижимыми, и значит что угодно может рушится, а своё всё равно не меркнет. Нет, Роз не затоптала ни цветка на поляне души, но её беды больно отзывались в каждой травинке и солнечном луче, это не всем и не всегда нужно. А некоторым наоборот, жизненно необходимо. 



Зимой встречались с юным будущим королём Артуром, который "вот пришел, вот ушел сам знаешь кто", хотя вряд ли Сароян здесь к месту. Такие книги лучше в библиотеке брать или не брать. 



А "Почту в зоопарке" доставили птицы вместе с декабрьским письмом. Новогодняя почта шлёт привет. О ней приятно вспоминать в любое время, хотя в декабре особенно. Время ночного творчества на лету, создать письмо с картинками и словами за какие-то два часа. Это вихрь, фейерверк, это время в себе, мир в себе, это открытия, находки. Это удивительное, непростое. Это множество дней, когда ничего не получилось днём, но письма идут и идут, рождая настоящее. И наконец когда-то в середине декабря, в конце, в день ёлки или зимнего солнцестояния мы разрываем не только конверт, а и пелену замученных будней, чтобы ощутить запах праздника, его лучистую пыль, которая расцвечивает предметы, звуки и воздух вокруг нас. 




И книги помогают. Просто потому что они есть, со знакомыми словами, новыми ритмами как у Секоры, со своей стремительностью, она перенастраивает наш бег на новый лад. Ни слова о Новом годе, это почта для зверей, которые в письмах рассказывают о своих радостях и горестях, так же, как делаю это я в декабре каждый день. И рождается история. 




Прелестной была декабрьская снежинка с рисунками Пипченко. Некоторые книги, полюбившиеся сыну, так неожиданны среди будничных битв и воскресных полётов. Нет, я-то хорошо знаю, что это милое спокойствие Тильды или Поков сознательно выбираем мы среди напряжения дней, и Снежинка читалась под ингаляции на больничном, но всё равно видеть её, да ещё и прочитанную до конца, непривычно, с улыбкой. А снег здесь к месту, мне постоянно снится снег, в небе, в воздухе, на земле, всюду снег. 

Пора ему таять. И отправляться в путешествие, сначала по реке. 



К какому-то слову пришёлся отрывок "Голубой ниточки на карте" Валентины Чаплиной. Это книга-подарок связывает наши города и память о дружбе, хороших словах, встречах, радости. Военные воспоминания бабушки я прочитала на одном дыхании, на одном дыхании слушал сын, и так не захотелось расставаться с книгой. С большим интересом продолжили, моё любимое здесь "Хорошо, когда улыбаются". И песни, и улыбки, и люди - всё здесь хорошо. Повесть напомнила о Моте из Ивушкина, Лёва его любит. 

В феврале пришли и "Мальчишки в сорок первом". Он в то утро не хотел даже вставать, читал несколько часов в кровати, потом мы начинали вместе, снова он сам, не хотел ждать. Он прочитал всё самое страшное, рассказывал мне, но от совместного чтения отказался. Нет. Там остались ещё куски, там остались ещё слова, там остались надежды и страх, будничный, спрятанный, глухой. Но ворвавшись в книгу с разбегу, нырнув в неё с головой, он рад был, что вынырнул и больше пока не хочет идти туда, где так неумолимо, постепенно, безвозвратно отнимают у жизни всё. Но он уже знает, что жизнь всё равно пробьётся, всё равно есть и будет. В горшках с ростками, в солнце, в памяти, в каждом дне, когда мы открываем глаза. 




Лёва своим привычным чутьём гораздо раньше меня уловил общие настроения и вдруг стремительно взобрался на пик давно задуманного интереса. Микробиология. Болезни и их лечение. Новости из Китая текли мимо нас, людей без радио и телевизора, с отключенными новостями в Интернете, а я уже читала Лёве в кафе о бериллиозе, ботулизме, сибирской язве и чуме. Сопротивляться было бесполезно, приходилось читать, вникать и даже вдруг заинтересовываться, вести бесконечные диалоги. Рассматривать фото шариков и жгутиков, цветных червяков и бесформенных чудищ, которые так скоро вползли в мысли такими красивыми, круглыми и в цветочек)). 

Пока я заказывала книги по теме, всё развернулось стремительно, Нью-Йоркский счётчик защёлкал с угрожающей скоростью, то исчезали, то появлялись продукты, но мы отправились в свою историю. Она живёт на страницах книг. 



Охотники за микробами Поля Крюи появилась первой, но и после детских, специально подобранных историй, удержала позиции. Сын по обыкновению читал те главы, которые хотел и потом делился: "Такое ощущение, что Крюи (а я и фамилию не сразу запомнила..) и есть тот человек, о котором он пишет, как будто сам о себе. Настолько понятны все мысли, эмоции человека; с какими громкостью и интонациями произнесены фразы. И всё это без особых слов и знаков препинания!..". Здесь мне больше нечего добавить от себя. 

"Вирусы и микробы" Фалинн Кох.





 Конечно, восторг, конечно, не отрываясь несколько дней, в школе и дома. И даже благодарность учительницы. Которая со слов сына звучала так: "Спасибо, теперь на перемене вместо кучи драк есть только одна, когда те, кому не видно страницы, пытаются пробиться ближе к книге".. 

Я сомневалась в авторе, ведь, как я прочитала, Кох только увлекается микробиологией. Но остаётся верить, что искажённых фактов нет. А то, что поверхностно, так об этом пишут все - детям о микробиологии рассказывать можно только сильно сокращая и упрощая информацию, очень уж тема сложная. В любом случае книга может подтолкнуть читателя к осваиванию новых горизонтов. Сыну информации было мало, но книжка так же осталась в любимчиках. На фото одни из любимых страниц. 

А вот книга Арт-Волхонки из серии Про... Живой дом Написана биологом (занимается клеточной биологией) Е. Егоровым и биофизиком (занимается ДНК) Ю. Нечипоренко. Она больше, разнообразнее, в книге соседствуют фотографии, сделанные под микроскопом Егоровым и рисунки по его же схемам. Живой дом о клетках - история, устройство, разновидности. Читать её сложнее и интереснее. Вместе с комиксом они создали прекрасный союз, каждая выступает со своей ролью, и смена их удачно чередует для ребёнка развлечение и клипы с ощущением значимости себя как исследователя и читателя серьёзной, настоящей научной литературы. 






И потом, когда я уже совсем ничего не планировала, вдруг появился... Кит с альманахом "Звёздная пыль под подушкой" Безупречно созданный журнал понравился нам обоим очень - бумага, шрифты, компоновка и чередование рисунков... Цена только, понятная, но не всегда доступная. Рисунки, стихи, статьи, рассказы, игры, забавы. Он напомнил мне давний школьный календарь, который мне подарили в то время, когда я ещё была дошкольницей. До сих пор у меня осталось ощущение бесконечности и неизведанности - столько там было всего и разного. Далеко не всё прочитано и в Звёздной пыли. Но, конечно, опять Левенгук, в моём личном, не особо интересующемся темой архиве, это уже третья история о нём! Стихи и романтичные истории, микробы и простейшие, разные рисунки - они здесь чудно уживаются, им тепло вместе. Что-то покритиковать - фракталы, например. Хотя папоротник не забыть. Что-то забыть до новой случайной встречи. 












Когда же сын отправился мастерить микроскоп по предложенной инструкции, а после полдня провёл в ванной с фонариком, я решила, что одного этого возвращения в наш прежний мир мне было бы достаточно, чтобы поставить альманаху высший балл.



 Пришла весна. Я перестала читать. Мне нужны только мои мысли и одна книга стихов. Но потом я заказала себе "Дневник книготорговца". Лёва схватил мои стихи и просил только их. Мы вернулись к Властелину колец, теперь вместе. После пяти лет уговоров, и даже пережив период забвения, он снова с нами, я так рада была начать некогда любимую книгу вслух. Хороша, льётся как ручей. Я вспоминаю, почему так любила их. 

Остальное сын читает сам в перерывах между шахматами и уроками. Чаще историю и войны. Как всегда. 



А иногда выдаётся свободный день, как сегодня, я сижу в саду, а сын читает мне вслух "В грозную пору". Изредка выходят на соседние балконы соседи покурить, и совместные чтения принимают масштабный оборот. Мне даже уже всё равно, что воздух становится невыносимым, я наконец ничего не делаю, то есть нет, я занята, очень важным делом - слушаю сына, сижу в саду и подставляю лицо солнцу. Это очень полезно. 






А ещё я думаю, что всё когда-нибудь заканчивается. И начинается что-то новое. Потому что по-другому не бывает.

22 комментария:

  1. Катюша, здравствуйте! Конечно, всё это закончится! Книги очень помогают, Вы правы! Надеюсь, какую-нибудь книжку предложите в "Книгу месяца"? А ещё заходите почитать замечательного поэта Вадима Шефнера.https://serdzerasum.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Я думаю, что выберу для книги месяца что-то, спасибо вам! И за приглашение! Очень интересно! Все ли здоровы наши члены клуба, всё ли в порядке?

      Удалить
  2. Катя, ваш список впечатляет и завораживает, как всегда. Про Кольцо подумалось особо. Уже который раз слышу и читаю в последнее время, такое ощущение, что люди массово принялись за Кольцо. Да мы и сами его сейчас читаем. Сначала - чтобы всё было по порядку - знакомого-презнакомого "Хоббита", а потом прямо потянуло Кольцо. Успокаивает оно как-то, ведь знаем точно, что Фродо донесёт. Но жизнь после этого уже не будет прежней. Осталось дождаться, когда закончится безвременье и снова появится время.
    Про детскую чуткость тоже подумала. Задолго до всего этого сын сделал настольную игру про Средневековье. Её центральной фигурой стал чумной доктор в носатой маске, нарисованный весьма реалистично. Сейчас вот играем иногда, кубики бросаем... До нас все мировые события долетают глухо, если бы не закрытые школы и онлайн-обучение, которое занимает времени приблизительно в три раза больше, чем обычное, как будто и нет ничего. Но вот на днях опечатали все ближайшие парки, и будто тиски сжались.
    Беспокоюсь за бумажные книги. Что теперь с ними будет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо! Надо же, удивительно, что многие вспомнили Кольцо. А может закономерно.. Я даже не помню как решили его читать, с чего разговор опять зашёл, хотя Властелина колец не забывали мы.. Хоббита читали с Лёвой давно, он в своё время и меня не особо увлёк, я его читала после Властелина Колец, и для сына ожидания не оправдались. Властелин Колец - первая его самостоятельная книга, он её вертел вдоль и поперёк не один год, по ней читать научился. Но всё равно многое пропустил, конечно. Вот теперь вместе и по порядку. А я перечитываю спустя много лет.
      Мне кажется, я помню вашего чумного доктора. Или путаю. В любом случае да, это так странно, детское восприятие, и общие настроения, есть в этом какие-то невидимые способы распространения настроений и связь значит, между всеми.
      Парков у нас и так нет, поэтому закрывать нечего, но обстановку нагнетают изо всех сил. Меня нагнетатели извне не беспокоят, но когда из первый рук и с требованием не только руки эти мыть, а и яблоки, и купленный в упаковке зефир с мылом, с хлоркой и кипятком, я начинаю против воли перестраиваться, а это мне не нравится. И яблоки с привкусом мыла невкусные.
      Маленькие издательства сейчас много обращаются к людям через инстаграм, там разворачиваются всякие акции, подписи в пользу, он лайн события в поддержку, они открывают он лайн магазины, он лайн чтения, кто платные, кто бесплатные, в общем пытаются удержаться. Я вообще участвовала бы во всём с Лёвой, что было нам недоступно, а сейчас только кнопку нажми, да уроки душат как обычно.

      Удалить
    2. Кольцо для нервной системы очень показано, в отличие от фильма по нему.Неспешное, медитативное. Гэндальф говорит:сейчас я ещё раз поведаю историю от начала до конца, для тех, кто не всё знает. О, это у моего сына наилюбимейшее - чётко, по порядку, со всеми подробностями. И не воспринимается, как простая сказка, в отличие от "Хоббита".
      А самой новое читать сейчас тоже не хочется. Может быть, мозг так защищается от новой информации, потому что слишком перегружен настоящим? В котором вроде бы ничего радикального не происходит (особенно если держаться подальше от любых новостей), но восприятие странным образом деформируется. Пересматриваю на днях "Три тополя на Плющихе", а там на улице толпа народа, и мне странно видеть на улице толпу. Потом главная героиня села в такси, а там уже дедушка Садык с дынями. И когда дедушка чихнул, его не бросились опрыскивать антисептиком и кричать, чтобы он как группа риска сидел дома. И Доронина не косилась на Ефремова без маски - а ну как у него бессимптомная, чрезвычайно опасная для окружающих форма? Может, потому и не читается, что мы сейчас непосредственно живём внутри сюжета, который всем сюжетам сюжет? Только когда схлынули первые эмоции и включилось критическое мышление, появилось очень много вопросов, на которые нет ответа.
      Очень хочется, чтобы хоть какие-то издательства и книжные магазины выжили. Ведь если даже такие монстры, как Лабиринт, пытаются с помощью акций и скидок удержаться на плаву, то что говорить о маленьких? Маленькие издательства особенно жаль, без них новые интересные авторы вообще лишатся возможности встретиться с читателями.

      Удалить
    3. Действительно, я и забыла как читается книга! Всё мы фильм по просьбе Лёвы пересматривали, то сначала частями, потом целиком. А я помню, как смотрели первый раз фильмы в кино, ждали их с мужем, и хотя экранизация понравилась, но я сильно возмущалась совершенно несоответствующим моментам, духу, героям (Эовин, например!) и прочему.
      У меня настроение и внутренние приоритеты сильно сместились до всей этой катавасии, её я восприняла как ответ на мои перемены даже, причём не очень и отрицательный ответ. Вопросы периодически озвучиваем так, в пустоту, как про Есть ли жизнь на Марсе, и только уровень недоверия в очередной раз укрепился, но за мужа волнуюсь всё равно, он среди людей, и он видит, что многие пострадали да, заболели..
      И мне ужасно хочется, чтобы маленькие издательства сохранились! Только что пошёл их взлёт, активная интересная работа, новые имена и такие вдруг обрубающие перемены. Я только начала новые имена узнавать, и магазины книжные несетевые. Какие интересные места, не у нас естественно, но всё равно. Лабиринт в своём репертуаре, единственное, что у них заметила - так это партнёрские ссылки обрубили, мои щедрые то 30, то 10, а то и вдруг 150 рублей в месяц теперь недоступны, но я давно перестала его рассматривать как интересное место. Озон включил акции по доставке бесплатной давно, цены часто ниже, так что ура, как говорит моя виртуальная подруга - не сдуваемся, держимся! Да честно говоря, небольшую сумму я за доставку лучше заплачу и куплю книги в интересном месте, сейчас появились он лайн магазины у Питерских Подписных изданий, у Маршака, чем в Лабиринт захочу. ПРи этом ещё и с чувством, что поддерживаю хорошее дело. Правда подробностей не узнавала по ценам, только что пришёл небольшой заказ из Озона.

      Удалить
    4. О да, я тоже помню, как ждали продолжения. Это было событие - одна серия в год, мы выстаивали огромную очередь за билетами. И фильм действительно очень эффектный, и битвы, и накал страстей. Но потом, уже более взрослым взглядом, смотришь с улыбкой, как там Арагорн с Леголасом одним махом семерых побивахом. Книга всё-таки другая и о другом.
      Как всегда, глобальное потрясение моментально проявило все слабые стороны нашей жизни. Показало, что действительно имеет значение, а без чего можно обойтись. С образованием полная печаль, конечно, но зато, может быть, забрезжат мысли, как надо. И, может быть, даже будет время воплотить эти мысли в жизнь.
      То, что не дали встать на ноги и развиться малому книжному бизнесу - это большая катастрофа. Это крах всех надежд для людей, которые могли сделать действительно новую детскую литературу. Через несколько лет малые издательства владели бы основной частью талантливых рукописей, потому что к ним можно прийти непосредственно, а не через бесконечное сито небесплатных тренингов и семинаров, там и заинтересованность в авторах выше. И какая бы появилась возможность издавать разные книги, свежо написанные книги, интересные книги! Да и читатели увидели бы, что не только детскими детективами и ужастиками жив человек. Пока огромные слоны осторожно и неторопливо поворачивают голову, маленькие слоники уже создали бы нечто новое и удивительное. Но... Тут бы большим слонам самим удержаться. Бумажной книге явно предстоят большие испытания.
      Про Лабиринт у меня такие же мысли: предлагают вроде бы много, а покупать нечего. Ощущение большого застоя и замшелости.

      Удалить
    5. Да, книга о другом и другая, рада разделить это чувство с вами, Ирина.
      А мысли об образовании у кого забрезжат? У тех, кто всем этим руководит, или у нас, получивших опыт почти домашнего обучения? У меня забрезжила одна мысль, нет, она даже не забрезжила, она подтвердилась - это как в сказке "Что воля, что неволя - всё одно". Если я раньше полдня не могла вздохнуть и оторваться от выполнения школьных работ совместных, то теперь это целый день. И не потому, что задания сложные или что-то такое школьное неправильное. Нет, это просто Лёва и задания, которые надо сделать. Совершенно рядовые задания, кроме вертолёта в стиле оригами, совершенно обычные примеры и упражнения, всё как всегда.

      Удалить
    6. Очень-очень слабая, но всё-таки надежда, что те, кто руководит, сделают хоть какой-то вывод из этой внештатной ситуации. Хотя бы вывод, о действиях я не мечтаю, но лет через пятьдесят после выводов что-то, может, и сдвинется с мёртвой точки. Кажется, всем уже ясно, что онлайн - это не вариант для младших школьников. Его последствия ещё предстоит прочувствовать. О домашнем образовании я никогда не помышляла всерьёз, но судьба зачем-то ещё дала мне возможность его попробовать. Видимо, для пущей убедительности. Не могу понять, что стало со временем. Но если раньше, закончив школьный день в двенадцать или в час, ребёнок успевал всё (кружки, прогулки, уроки, почитать), то теперь ощущение такое, что только онлайном и занимается. При том, что нагрузка я бы не сказала, что такая уж огромная, и материал трудностей не вызывает. Но впервые в жизни я стала составлять списки того, что нужно сделать за день, и очень часто к вечеру они оказываются вычеркнутыми не до конца.

      Удалить
    7. Пока мы разрывались между проектами и контрольными на дому наступил первомай, с праздником и выходными, Ирина!
      По поводу он-лайн обучения - Лёву сначала сажала смотреть все эти уроки, потом стало не хватать времени, поэтому даже Интернет я не могу уже винить в этом безобразии, что у нас с ним творится.. Видимо, мне надо либо уже самой себе честно сказать, что несмотря на железный настрой, вытравить из себя отличницу я не смогла и сыну ещё навязала, либо забыть вообще обо всём кроме роли учителя для ребёнка, она у меня отлично выходит, если я не отвлекаюсь ни на что.

      Удалить
    8. Спасибо, Катя, с праздником! Май приходит несмотря ни на что, уж это-то известно наверняка. А про онлайн я думаю: зачем он случился в нашей жизни? что хотел сказать своим появлением? Родители ведь волнуются, что дети не успеют что-то пройти, отстанут, не усвоят. И это не пустые опасения, тесты ведь экзаменационные никто не отменял. Но по факту выходит, что переживаем-то мы из-за некоего набора не знаний даже, а просто сведений, которые к определённому школьной программой возрасту должны быть у ребёнка в голове. И онлайн лишний раз отчётливо подтвердил, что вещи надо называть своими именами. Но образование здесь ни при чём. Вообще ни при чём.

      Удалить
    9. Абсолютно согласна. И у меня перед глазами пример, когда человек по безответственности своей, либо по внимательному отношению только к своим желаниям пошёл своей дорогой и достиг ничуть не меньшего, а может и большего в будущем. И мне это близко, я часто оказываюсь вне общепринятых норм, но вот так решиться для сына на что-то подобное не могу. Не доверяю настолько своим знаниям и не могу вот так открыто нырнуть в неизвестное, полагаться только на интуицию. Мой выбор - лавировать, подчиняться внешне, не забывать о своём. Но это внешнее порой слишком давит, и мой настрой играет злую шутку. Нет знаний в процессе сегодняшней школы, да плюнь и продиктуй ребёнку всё от и до, пусть идёт опыты свои ставить и эксперименты. Но нет, как же, пусть считает, пусть пишет, пусть выводит, пусть клетки считает , пусть сам. И получается, что ни туда, ни сюда, на дворе ночь, а мы как две варёные сосиски.

      Удалить
    10. Особенно трудно решиться на что-то не общепринятое для мальчика. В мире с искажёнными понятиями о том, что такое успех. Но кое-что мы со своей родительской стороны можем попытаться сделать: развить независимое мышление, объяснить и показать, что такое самодостаточность, научить выделять из информационного шума действительно полезные сведения. Это как раз те вещи, которые я неразрывно связываю с понятием "образование", и которые не предусмотрены школьной программой. Которая почему-то устроена так, что вызывает колоссальное напряжение прямо с первого класса. Причём она ведь не сложная, но какая-то очень тугая и безжизненная. Мне тут периодически присылают родители онлайн-задания, которые дают их детям, делятся наболевшим. В четвёртом классе: выучить наизусть стихотворение Волошина "Зелёный вал отпрянул и пугливо умчался вдаль, весь пурпуром горя..." Записать на видео и прислать учителю. Не знаешь, кого и жалеть: детей? родителей? учителя? или составителей учебника?

      Удалить
  3. Читаю пост как роман! Ваша история жизни пришла, как всегда, вовремя! Чувствую, пора приниматься за Кольцо. Я его часто весной читаю, а в этом году почему-то нет. Хотя, кажется, что уже наизусть знаешь. Да, всё закончится, но мир уже не будет прежним. Это очевидно. Я ещё о Докторе Живаго думала. Но боюсь на него сил не хватит...... Люблю Левитанского! Это плечо друга))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, спасибо вам!! Роман)
      Прямо очень мне сейчас Властелин колец к душе пришёлся), я давно его не перечитывала, с года 21, навереное. Доктора Живаго я не читала. Только стихи, которые, как вы поняли, очень люблю. На своей первой работе я познакомилась с молодой женщиной, Ларисой, она очень связывала это произведение с собой, я подарила ей книгу и подружилась с ней навсегда, теперь она уже бабушка двух внуков, хотя совсем не изменилась. Так что я много знаю о докторе Живаго и читала отрывки. Но мне не хотелось погружаться в это произведение тогда, и тем более теперь. В 22 я легче читала тяжёлые произведения. А сейчас мне и вовсе ничего читать не хочется. Только стихи.
      И я Левитанского люблю. Если Лариса видела себя в Ларе, то я часто встречаюсь с собой у Левитанского).

      Удалить
  4. Как интересно!Доктора Живаго читала 2 раза. Первый, когда он только вышел после перестройки. Наверное, в каком-то журнале печатали. Что я могла тогда понять, не знаю)) И второй раз- лет 10 назад. Фильм смотрела кусочками. Но он сам по себе. А ещё, с ранней юности помню стихотворение А.Галича "Памяти Живаго". Да, сейчас хочется совсем другого. Мы ведь тоже не смотрим по телевизору (давно его нет) новости и т.д. Случайно только что-то долетает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, я всё равно оказываюсь в курсе событий, причём со всего мира, и оказываются они ну такими противоречивыми, что если бы я начала задумываться, где же правда, и что вообще происходит, то ни на что больше места бы не осталось.
      Спасибо, надо найти стихотворение, не помню, чтобы я его читала!

      Удалить
  5. Завтра с Дуней по русскому языку будем проходить диалог. Прочитаю ей Диалог у Новогодней ёлки. Немного не по сезону)),но ничего. А ещё, посмотрю "Почти смешную историю". Как -то,действительно, надо возвращаться к себе))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Замечательный план). А я и не смотрела, что там у нас завтра. Кажется проект по окружающему будет.. Но сегодняшний проект был гораздо интереснее - встреча с друзьями, цветущий сад, собака йорк и чай под открытым небом.

      Удалить
  6. А у Галича это цикл "Литераторские мостки". В основном, песни. А это, просто стихотворение.

    ОтветитьУдалить

Прогулки по лесу

Подробный и ясный пост про книгу "Прогулки по лесу" в "Магии биологии"  напомнил мне, что я ничего не оставила здесь на ...