Лёва однозначно читает больше меня. Какая прелесть.
Я смакую "Магию книги" по странице, по строчке. Останавливаюсь, чтобы поговорить с Гессе. Я всё спрашиваю его - может я - это он.. Или мы родственники. Его слова пронзают меня узнаванием гораздо больше, чем чьи-либо ещё. Зачитывала Лёве..
"У всех народов слово и письменность священны и связаны с магией, именование вещей и письмо изначально были магическими действиями, колдовством, благодаря которому дух овладевал природой; письмо почиталось как дар богов. В древности у большинства народов письмо и чтение были тайными искусствами, занятиями, дозволенными лишь жрецам, и считалось великим, необычайным событием, если молодой человек решался приступить к изучению столь могущественных искусств. Это было непросто – к тайнам допускались лишь немногие, это право приобреталось ценой самоотречения и жертв. ... Тяжкие пути вели к нему, сокровища духа не давались даром. Мы лишь смутно представляем себе, что это означало в иерархических и аристократических культурах – быть человеком, приобщившимся тайн письменности в окружении невежд! Он был особенным, у него была власть, были белая и черная магия, чудесный талисман и жезл волхва."
Это всегда было моим. Буква и слово - это имя, это образ, это то, благодаря чему я узнаю мир и делюсь своим знанием. Это З - земляника, змея, земля..
Я читаю свои английские детские книги. Мне кажется, у меня родился какой-то такой новый вид принятия текста, в котором я половину слов не понимаю. Открывая страницу с английским текстом, я встречаю её близким к русскому узнаванием, но это другое. Думаю, это промежуточный этап, и он удивительный.. Надеюсь, что следующим будет чувствование стиля. Хотя и сейчас я полюбила уже английского Барри! Наверное, это был единственный способ узнать его, русского я целиком не читала и никогда не любила. А Ветер в ивах, конечно, всегда притягивал меня.
А что же ещё.. Ах, да. Ну, конечно, милый Длинноногий Дядюшка, мечты о котором я привезла из поездки в Санкт-Петербург.
И ещё один рыжий Шон Байтелл, которого мы с Лёвой делим между собой.
Это почти всё моё чтение, не считая стихов.
А у Лёвы.. У Лёвы очень много всего. Навскидку.
Выбрал сам и увлёкся жуками. Я знать не знаю, что это такое. Но события, судя по рассказам, леденящие кровь. Нашёл себе книгу в милом книжном магазине с сине-розовой дверью. Я его люблю. Потом вернулись за второй частью. Она оказалась первой. А та, что мы купили в первый раз, - третий том (случайно). Настоящая головоломка. Но на погружении в книгу с головой не сказалось. Хоть вверх ногами. Детектив, триллер, фантастика, и насколько понимаю, подробности из жизни жуков тоже есть.
Я традиционно успела! (в отличие от школьных принадлежностей и прочего) заказать и вручить к 1 сентября подарок - книгу. Выбирать села спонтанно, пока вспомнила, что осень на носу, среди ночи, времени не было вообще. Поэтому просто открыла все книги издательства Мелик-Пашаев в наличии и выбрала. Знала, что не ошибусь. И не ошиблась.
Подарком оказался сборник повестей Лесли Рииса, которого я не по имени, но по произведениям помнила с детства. В моих хрестоматиях были его истории о черепашке и об утконосе. И хотя мне было уже лет 11-12, я помню, как меня покорили герои правдивых историй. Лёва не с первого взгляда (всё-таки жуки были открыты на самом интересном месте), но тоже вдохновился первой повестью, которую мы прочитали вместе. Коала Ушастик - милый-милый герой, история его жизни не была простой, но всё завершилось счастливо к нашей обоюдной радости. Много интересных подробностей о жизни животных не становятся занудными энциклопедическими сведениями, это настоящая жизнь, со своими тревогами, радостями и горестями. Книга с прекрасными чб иллюстрациями, которых мне в моих хрестоматиях когда-то очень не хватало.
Пробегусь глазами по снятым с полок книгам сегодня
- Былины (в школе проходят, заодно и самому перечитать, сейчас уже перешли к Сергию Радонежскому, а Лёва снова уже читал, нашу великолепную Вита-Нововскую книгу с рисунками Веры Павловой),
Щелкунчик (мама, я больше не боюсь той картинки, скрепку сниму (я закрепляла когда-то по его просьбе рисунок с бородатой Пирлипат), на пачках с сигаретами намного страшнее картинки, да уж..
Факультет выноса мозга. Перед школой прямо очень. Я не стала фотографировать, просто из последних, отправленных друзьям по ватсапу быстрофоток, выбрала. Они всё время где-то встречаются, в качестве привета).
Оба Дикси О'Дэя! Лет сто не видела эти книжки в его чтении.
Перечитал Эмиля.
Тоон Теллеген. Это незримое. Я о нём разговаривала в Инстаграме. А Лёва даже лучше Интернета улавливает неозвученное.
На пикнике мы читали Властелина колец. После перерыва вернулись ко второму тому. С упоением. Как я её любила в 19, так люблю и теперь. И чувствовать это радостно. И удивительно.
(Калинов Мост)
А есть ещё вернувшаяся наконец Тотто-тян, которая, боюсь, сильно навредила школьным будням. Где Томоэ и где средняя школа такого-то номера и такого-то города..
И совершенно так же перевернувшая все мечты сына на 180 градусов Лора Инглз Уайлдер. Теперь бы найти спутницу жизни (не маму), которая согласится разделить в будущем жизнь отшельника, поселившегося в лесах. И сам читал, и меня просил. Знала, что ему понравится. Не знала, что настолько. Хотя могла бы догадаться. Есть в кого.
Читаем порой стихи. Я не упускаю случая ни перед сном, ни наизусть, ни к случаю, даже если это всего лишь слово из Словаря, которое мне напомнило о стихотворении. Например:, Медленно Джеймса Ривза. Вернулась к тому, с чего начала здесь. Одно слово обозначает многое, напоминает события, звучит музыкой, часть меня. И я чувствую себя богатой, одаренной щедро. Как дерево яблоками на исходе лета
Медленно яблоки зреют в саду.
Медленно месяцы зреют в году.
Медленно всходит туман от реки.
Медленно в гору бредут старики.
Медленно движутся стрелки часов.
Медленно ржавчина точит засов.
Медленно - медленней всех на земле -
Мох подымается вверх по скале...
(Перевод М. Бородицкой)
Катя, ваш список, как всегда, элегантен и впечатляющ. Можно смотреть как картину. Я до сих пор не могу понять, будет ли мой сын в будущем читателем книг, вот прямо таким, у которого потребность. Пока склоняюсь к тому, что, пожалуй, нет, не будет. Пока всё-таки "надо читать" существенно перевешивает "хочу читать". Мне, со всей стороны, остаётся только заботиться о том, чтобы это "надо" составляли хорошие книги, которые в любом случае не пройдут бесследно. Ну, и совместное чтение вслух держать до последнего.
ОтветитьУдалитьЗдорово, что стихи читаете! А у нас изо всего списка на лето единственное, что упорно и твёрдо осталось непрочитанным - это стихи. Исключение - Олег Григорьев. Ну, и про Пушкина я давно и сразу сказала, что это воздух, вопрос "дышать-не дышать?" не стоял изначально.
Ирина, спасибо вам большое! И как мне понятны и близки мысли, когда пусть будет как будет, но есть ещё то, что воздух и без этого никак. Наверное, так я стараюсь относиться ко всему, связанному с сыном. И вот он читает, а я всё равно постоянно удивляюсь, не знаю почему, и не могу сказать, что это уже однозначно читатель при этом. Наверное, потому что не умею загадывать.
УдалитьСписок на лето я как обычно пропустила. В нашей школе, он что в моём детстве был настолько необязательным, что я вообще помню только первый с первым пунктом "Косточка", какой-то в середине с "Два капитана" - прочитала и старшие классы - "Мастер и Маргарита", всё. Так же и у Лёвы. Но когда весной просматривала, запомнилось, что всё знакомо и почти всё прочитано, и ещё запомнился Паустовский, который написал "Чёрную курицу".. и что мне этот список.. Помню, отметила ошибку в чате, мне сказали - не хотите-не читайте, а ошибиться каждый может. Но это всё мысли о школе опять, к литературе они отношения не имеют.
У нас список литературы выполняет роль такого позвоночника. Гаранта, что ребёнок точно летом будет читать, потому что задание. И особое, ни разу не пропущенное действо - заполнение читательского дневника! Каждый вечер, в любую погоду неукоснительно и с удовольствием, я в шоке. Надо сказать, списки пока радуют, и после первого класса и сейчас всё было довольно симпатично. Что-то из ранее прочитанного перечиталось ещё раз (Носов,Хоттабыч, Коваль), из нового Маугли очень понравился, Джельсомино в стране Лгунов...В моём детстве списки были гораздо занудливее, летом хотелось читать не классическое, а увлекательное и весёлое, и желательно про себя. Поэтому я в июне начинала честно, но на третьем или четвёртом пункте сходила с дистанции. Но сейчас хоть в младших классах программа по литературе живая, у меня-то был полный ужас.
Удалить"Чёрная курица" Паустовского? Как там говорила литератор Надя Шевелёва хирургу Жене Лукашину? "Ошибки учителей менее заметны, но в конечном счёте они обходятся людям не менее дорого". И жизнь не перестаёт доказывать Надину правоту.
О, здорово! Но в случае с Лёвой наоборот - хорошо, что не было такого задания в виде дневника, меньше мне нервов. Как было бы интересно мне прочитать мысли Игоря о книгах!! Хотя знаю, что дети сейчас уже большие, и не все соглашаются делиться своим личным, что очень понятно.
УдалитьНаш список традиционный, ничего особенного, неплохой. Не особо разнообразный и вообще не современный.
Ох, именно эти заметные ошибки учителя должны были перевесить все чаши сомнений в связи с отказом от школы. Потому что не единственная, потому что Учитель и вообще. Русский язык, культура, отношение к жизни и к людям. И продолжаю всё взвешивать, мерить, слушать сына, "а как же компания и вот эта вся их конкуренция, решения конфликтов, полевые условия..", позволяю себе раскачиваться и прочее. Или уже решённое откладывать на следующий месяц, год. Вот даже рада написать, чтобы самой увидеть со стороны, то, что и так ясно давно.
Спасибо, Ирина!
Катя, у нас дневник исключительно таблицеобразный: дата, автор, название книги, количество прочитанных страниц. Статистика в чистом виде. Я думаю, это причина того, что Игорь так бесперебойно его ведёт: потом интересно смотреть, сколько книг прочитано, в какой день страниц больше, в какой меньше. Столбцы вот эти вот все, диаграммы, даты, схемы - это его. А вот графа с мыслями о прочитанном, боюсь,стала бы камнем преткновения. Для меня в школе было именно так, графу с мыслями я заполняла формально, лишь бы что-то написать.
УдалитьБольшие уже, это точно. Поэтому когда начинается очередной поток сознания на тему: история-приключения-космос-скелеты... я говорю: записывай, теперь-то уже умеешь, не шесть лет. Но...это ведь надо сесть, взять ручку, а рука после упражнения по русскому и без того усталая. А мне, по моей привычке, так жаль, что столько слов пропадает.
Да, именно с мальчиком трудно решиться, потому что для них это жизненная необходимость: конкуренция, место в иерархии, альфа и омега. Но образования тоже хочется, и как всё совместить? Только уповать на то, что решение рано или поздно оформится, и оно будет правильным.
А, понятно! Наверное, и Лёве такое понравилось бы! Он тоже обожает всякие таблицы, схемы и диаграммы. А про записывать, совершенно такая же история!Я как-то Лёве прямо на пути даже специально купила малюсенький блокнотик, чтобы его в кармане носить можно было, так там и красуется одна моя первая запись, про самый грустный день маленького компьютера. И я уже давно смирилась, что пропадает, я и тогда, пять лет назад всё, равно ВСЁ это записывать не успевала за ним, слишком длинно, витиевато, многогеройно и заковыристо было. Но какие-то короткие фразы дня до сих пор нет-нет появляются в моём старом бумажном дневнике, вот забавно сначала перелистывать 2013,14, 15 и вот уже 20 год..
УдалитьСпасибо, Ирина! Буду очень надеяться на то, что всё сложится как надо. И на этот раз мне хочется чтобы это было как-то более "как надо", чем раньше.