понедельник, 13 июля 2020 г.

Дневник чтения сына (9 лет). Лето

Жаркие летние дни. Сколько всего можно успеть летом! И сколько всего можно не успеть. Потому что спокойное время, не замученное школьными днями, вмещает в себя очень много даже того, что не успевается. Когда школа, то нет ничего - ни того, что ты успел, ни того, что не успел.
А сейчас лето, поэтому в нынешнем разговоре о книгах так же есть место, время и события.










































Мы мало читаем вместе. Мы много бываем дома. Иногда мне кажется, что в жизни моего ребёнка есть только компьютер. Это его мечта, и он окружает меня плотными кругами удава и гипнотизирует своими бесконечными разговорами о компьютерных играх, о своих намерениях и планах по просмотру видео и непосредственно игры, о стратегиях и тактике, о героях и антигероях. Я открываю глаза утром, и слышу не те слова, которые я хотела бы услышать, если бы вообще хотела утром что-то слышать кроме пения птиц и шума дождя или ветра или тишины.

Но это. Как бы сказать. Это неважно. Нет, важно, конечно, что я устаю. Важно, что мне часто неинтересно слушать то, что я должна не только слушать, но и вникать, комментировать и ориентироваться. Важно сохранить баланс и не усилить интерес запретами, довести его до предела, но и не допустить полное погружение в эту, порой напоминающую выгребную, яму по самую макушку. Но не важно, потому что происходит то, что происходит, это нестрашно, и я там был.

А ещё потому что всё это только видимость. Ведь бОльшую часть дня мой ребёнок читает книги.
Он читает их всегда и везде. Но попробуй кто спросить его - что он любит делать или любит ли он читать или что-то такое. Немодное и некрутое занятие будет заклеймено позором под мой внутренний смех и удовольствие невмешательства. Пусть так всё и будет.  Всё хорошо.

А он и сам думает, что не любит читать. Это просто часть его. Кто же скажет, что любит дышать или есть еду. Да об этом и говорить не стоит. Гораздо интереснее, например, не любить дышать! или есть только по пятницам! Вот где сразу начинаются разговоры. А так.. что тут интересного.

И пусть так и будет.
Пусть он, проходя из одной комнаты в другую, вдруг садится на пол и читает открытую наугад книгу.
Пусть я вечером убираю гору книжек на разные полки.
Пусть он читает стихи так же как и повести. Долго, много, с интересом.
Пусть он перехватывает мои взрослые книги и читает их скорее меня, спрашивая - "Нет, а когда ты продолжение Дневника книготорговца-то купишь?".
Пусть зачитывает мне же из моих же книг смешные места.
Пусть неожиданно задаёт неудобные вопросы - как передаётся болезнь сифилис?, потому что о ней написано в моей "Охотниках за микробами". Главное, что он дома меня спросил, а не в маршрутке.  И я успела объяснить и предупредить, что тема эта интимная и в общественных местах нашего города обсуждению не подлежит. Да? а почему? - спрашивает он так же недоумённо, как герой Мягкова из Иронии судьбы, сидя на полу в Ленинграде.



Вот я написала несколько "пусть" про чтение Лёвы и сразу стало видно, что тема этого дневника "взрослые книги" в детском чтении. Но это тема не вопросительная, а повествовательная. Если бы в доме были книги Ника Кейва, Берроуза или Чака Паланика, то я нервничала бы, вдруг найдёт и прочитает. Есть правда Лавкрафт. И где-то биография Маркиза Де Сада. Надо будет найти и ознакомиться)), а может и не надо..) я не читала. А так, пусть берёт, пусть читает что хочет и как хочет.

Мы смотрим видеоэфир в инстаграме - "Скоро в Лондоне откроются музеи. Я проведу вас по Национальной галерее Лондона...". О, а у нас есть такая книга - я уже несу к нашему телевизионному вечеру на современный лад книжку. Когда-то именно она попалась мне в непослушные руки. Я носила орущего младенца и пыталась отвлечь всем, чем придётся. Листала перед ещё плохо видящими голубыми глазёнками страницы и показывала картинки. Новоиспечённая мать, что с меня взять было, валилась от недосыпа и неумения, хорошо Канта не начала зачитывать.  Зато теперь Лёва взял книгу, отодвинул тарелку с кашей и погрузился в чтение. Вот сколько мне папа с самого раннего детства ни подсовывал Микеланджело, Рафаэля или Леонардо, я ни разу не заинтересовалась текстом в книгах. Я просто листала и листала страницы, разглядывала Афинскую школу, Даму с горностаем, Мадонну с цветком, Благовещение, и ни разу не прочитала ни строчки. До сих пор. Из тех книг. А Лёва через пару дней пришёл требовать книгу снова, я её убрала, и не сказала куда. Где Национальная галерея Лондона? Я там не дочитал.




Однажды Лёва решил рисовать. И это было ужас как странно. Потому что несмотря на то, что он рисует, выдумывает, берёт краски, карандаши и даже тушь. Всё равно это бывает иначе.  И как бы официально - рисовать он не любит, не получается. А тут случился какой-то определённый настрой, подъём и вдохновение. Оказывается Лёва заглянул не раз и не два в очередную мою книгу, которую я подарила себе на окончание Лёвиного третьего класса. "Взрослая книга о детской иллюстрации" Элины Эллис. Как же было здорово наблюдать его воодушевление и смотреть на новые рисунки. Жалко, что кривая качнулась в сторону следующего интереса, и книга вместе с рисунками были забыты. На пороге уже стояла микробиология или армия воинов то ли в клетку, то ли в точку-тире. Я сама временно отложила её в сторону, думаю, что как только продолжу чтение, Лёва снова выхватит её у меня из-под носа.


























Но началось лето всё же со своей книги. Вторая часть Дикого робота вернулась. Я писала как на Новый год сын прочитал её за пару дней, но откомментировал очень трагически. И полгода не вспоминал о Роз. А тут снова лето, и снова Дикий Робот, как в прошлом году. Я была рада книге. Уж так хорошо она смотрится в руках ребёнка. Не могу объяснить почему. Нравится мне Роз.



Точно так же, даже не за пару дней, а за день Лёва прочитал неожиданно "Олю" Кнорре. Я купила букинистический сборник в нашем новом "Пушкине",  за 150 рублей получила три повести, две из которых планировала и не купила когда-то, а третью написал Лиханов. Это интересное издание. Выпущенная в 1991 году книга была предназначена для детей из детских домов, она даже и озаглавлена так - "Подарок", хотя ни у одно из произведений сборника такого названия нет. Мне понравилась поддерживающая, как сейчас говорят, акция добра. Да и своё приобретение я считаю подарком, за такую сумму. Книга лежала нечитанная. Но Лёва как-то утром открыл её и так и прочитал целиком среднюю повесть - "Олю" до вечера. Говорит, что понравилось. А я "Девочку из города" выбрала сначала, и мне нравится, очень. А "Олю" я не читала ещё.



Перечислять все книги сына за лето, не буду, я не записывала и не запомнила. Вспомню только ещё то, что читаю ему я. К нашему неторопливому Властелину колец прибавился Нил Гейман . Сам Лёва читает мои "Благие знамения", а детскую книжку Геймана "Одд и ледяные великаны", значит, меня попросил ему почитать. Вот хочу, говорит, чтобы ты читала. Ну хочет, пожалуйста. Я, конечно, когда-то думала - и шрифт хороший, и размер, и сюжет, и рисунки - всё для самостоятельного чтения. Но вышло как всегда. И кстати идёт медленно почему-то. А я думала, что сын сам махнёт её целиком. Ведь его любимая тема - боги, магия, древние сказания плюс Норвегия, которой он особенно интересовался в июне и величал себя не иначе как Гарольд. "Зови меня просто. Гарольд Великий" - сказал он моей подруге Ане при очередной встрече.




Геймана я читаю дома за полдником. А вот Илиаду у родителей. Ох уж этот Агамемнон, похитил Хрисеиду и привет. Интересно читать, только я сразу засыпаю, потому что по субботам читаю лёжа. И хоть убей, через неделю не могу вспомнить, где остановилась. Но Лёва ничего, снова несёт Илиаду и напоминает, чем в прошлый раз дело кончилось. Мда.

А ещё мы читаем вместе Хокинга. На окончание третьего класса себе я подарила Элину Эллис, а сыну - Стивена Хокинга. Он всё время читает мою взрослую книгу "Высший замысел", вот я и подумала, что Джордж ждёт своего часа в отложенных не один год, и не пять даже, мне кажется. Что пора уже. Книга понравилась. Сын сначала её сам читал, прямо на пороге самовывоза сел и читал, пока я с такси разбиралась, потом решил, что надо второй раз вместе. Теперь я раскрываю тайны Вселенной в саду за компотом Тому, Лёве и вышедшим покурить очередным соседям сбоку, снизу и сверху. Видимо, им тоже нравится, потому что никто не уходит и продолжает отравлять Вселенную своим зловонием да так, что цветы вянут.
Удивительный Хокинг вместе с дочерью написал отличную книгу! Я всегда думала, что это будет что-то запредельно-космическое, а оказалось так просто и жизненно, и не только про космос. Про родителей и детей (я - не родители Джорджа, часто думаю я, хотя познакомилась с ними вот только что. Знает кошка)), про одноклассников и про всё, что сейчас не только фу-модно обсуждать, но и полезно.  Ну и книга из серии - научно-популярная, написанная Самим Хокингом! Это в любом случае ужас как интересно.



Лёве понравились мои любимые сказки Джанни Родари. Рассыпающиеся в руках страницы напоминают мне летние будни на каникулах в детстве, а Лёва нашёл там грустную сказку! Я помню только смешные и очень смешные, а ещё волшебные.



Спрашивал о Петре Первом, и когда я вытащила ему Алексея Толстого, ухватил ещё и Тихий Дон. Но вернул обе на следующий день)). Нет, я не издеваюсь. Тихий Дон он сам брал, а после часа экзаменования меня по истории, я сдалась, тем более отвечать за Петра - хороший он или плохой - я не готова. И после Удовольствия от Х Строгаца я вообще не собираюсь отбирать ему книги, если интерес зашкаливает. Он уже мне показал, что разбирается и вычленяет то, что ему надо. Кстати прочитал "Остров неопытных физиков", рассказывал мне интересные моменты. Очень даже).



Мы сидели на деревянном помосте около Розмарина и пили воду, я ещё заказала себе смузи со шпинатом и грушей, а Лёве мороженое. У меня в руках была жёлтая "Работа пером и тушью", а сын перечитывал в лапчатом теньке винограда Мендуме из новой тоненькой книжечки с рисунками Митурича. Солнце палило немилосердно и кроме нас здесь не было никого.



Но чаще он читает дома
Или в гостях (Гарри Поттера "Дары смерти", а остальное мы слушаем в аудиоформате за обедом, уже пятую часть.)

Перечитывал Роальда Даля, Муми-тролли, вспомнил и прокатился от первой страницы до последней на Колесе Обозрения, пираты, письма с подснежниками, пять миров, когда будет новый альманах Кита - всё так понятно и всё здорово! Хорошо, когда можно обложиться книгами и просто так читать целый день летом, а потом пойти и съесть мороженое в стаканчике и рассказать, что Копейщика из Цивилизации строить тоже нужно, потому что он сильнее лучника и его можно потом преобразовать в.. в кого-то.





8 комментариев:

  1. Катя, вы с Лёвой поразили моё воображение! Ах, если бы мои младшие дети читали бы так книги, я была бы счастлива! Но, увы! Наверное, надо опять начать покупать книги. У нас были провальные, в этом отношении, годы. Это было физически невозможно делать! Но ведь покупали же мои родители книги, несмотря на очень скромную зарплату. Ещё ведь и дефицит тех лет надо учитывать. Новая книга воспринималась, как глоток чистого воздуха. Надо возраждать традиции!)) Мы недавно с Дуней обсуждали разницу между живой книгой и электронной. Из серии найди 10 отличий. Забавно! Особенно понравилось про находки между страниц))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, спасибо! У меня много поводов для переживания в связи с Лёвой, но его чтение удивляет и поражает и меня саму. Я же никогда не жду от него любви к чтению (и чего бы то ни было вообще), я и сейчас не знаю, будет он читать, не будет дальше, не загадываю. Про физическую невозможность покупать книги знаю лучше чем хотелось бы. Но библиотеки, свои книги, чтения домашним вслух, обмен с друзьями, книжные шкафы - обменники - всё служило и служит моей необходимости быть с книгами. А Лёва заинтересовался электронной книгой. У нас какая-то дурацкая версия есть, очень тормозит, но я обещала ему туда что-то закачать, сейчас подзабылось. Хотя он читает Дневник книготорговца, а там так демонстративно был расстрелян Kindle ))), возможно, это произвело на него впечатление).

      Удалить
  2. Здравствуйте, Катя! Меня тоже поразило обилие книг в Вашем доме, и как ненавязчиво Вы приобщаете сына к чтению. Разделяю и желание возрождать традиции семейного чтения. Конечно, разница между бумажной и электронной книгой есть, но ведь можно потом вместе обсуждать прочитанное. Вы - молодец, Катя. рада, что Лёва читает, много читает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Спасибо Вам! Рада Вашему комментарию и встрече!

      Удалить
  3. Я с таким интересом,приятным удивлением прочитала пост. Это так чудесно!

    Вы С Лёвой меня на воспоминания навели. Я тоже пыталась читать "взрослые" книги лет в 10 "Горе от ума" Грибоедова, "Урок дочкам" Крылова; в 14 до меня добрался Паланик и Уэлш (в мои руки попал интернет). И ничего, вроде бы адекватная выросла:D


    Я очень хотела бы, чтобы Ульяна тоже читала книги. Из запрещенки у меня в наличии "Американский психопат" Эллиса, надо будет поставить его повыше:D

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Лиза! Как интересно про детство, а у меня совсем не было желания читать взрослое. Были любимые детские книги, и я читала их по кругу. Папа всё пытался подсунуть что-то новое, но я редко отклонялась от выбранного курса. Паланика я не читала, мне хватило отзыва подруги (ей он очень нравился) и цитат в разных источниках. В памяти остались какие-то "кишки на проводах"), это не значит, что я заочно его не признаю. Просто нет желания знакомиться. И об Эллисе не знаю).

      Ну вам далеко до верхних полок). ЧТо сейчас читаете Ульяне? Есть ли такой пост в дневнике? Зовёте дочку Уля? У меня крестница Ульяна, мама категорически отказалась уменьшать имя дочери), а меня всё тянет, сестра Уля потому что, двоюродная.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Катя! Приглашаю на подведение итогов проекта "Книга месяца"! Искренне благодарю Вас за участие!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Фёдоровна, спасибо вам! Прошу прощения, что отвечаю с таким опозданием! Не поняла, что уже всё и думала над книгой месяца, а оказалось, вы приглашаете на завершающий праздник. Невероятная работа!

      Удалить

Прогулки по лесу

Подробный и ясный пост про книгу "Прогулки по лесу" в "Магии биологии"  напомнил мне, что я ничего не оставила здесь на ...